Россия, Белоруссия и Казахстан объединяются в единое экономическое пространство.
Как известно, у государства есть только два союзника – армия и флот. Дружба международная не исключение – дружим простив тех, кто дружит против нас. Видимо, ситуация с Украиной настолько накалилась, что Россия до того кокетничавшая с набивающимися в партнеры Белоруссией и Казахстаном как капризная невеста на выданье, решила поскорее связать себя прочными узами экономического союза с лояльными соседями. В итоге, в то время, как Украина набивается под крылышко ЕС, Путин, не теряя надежды на возвращение блудной соседки в лоно СНГовья, уже согласовывает с Лукашенко и Назарбаев текст договора о создании Евразийского экономического союза.
Участники тройки по-предновогоднему лихо одобрили основную часть проекта договора о ЕЭС, который, как любой документ подобного уровня, красив, но совершенно бессодержателен. Например, среди главных принципов будущего Союза были названы: сотрудничество на взаимовыгодной основе для сближения экономик трех стран, их гармоничного развития и укрепления конкурентоспособности. Странно, что мир во всем мире пропустили.
Впрочем, московская встреча – это конфетно-букетный период. Быт и дележка тапочек в виде отраслевого договора начнется в 2014 году. Вот тогда-то Россия, Казахстан и Белоруссия как лебедь, рак и щука начнут тянуть лакомые кусочки таможенных, трудовых и сырьевых соглашений на себя. На притирку вынужденных товарищей отведен еще год, и по планам союзников Евразийский союз начнет работу с 1 января 2015 года. И, по словам президентов, станет новым этапом развития трех союзных государств.
Однако, если посмотреть правде глаза – этот союз не по любви, и даже не по расчету. Тот страх президентов перед украинским сценарием лишний раз подтверждает безысходность, с который неготовые к объединению страны кидаются в ЕЭС. Балласт проблем налицо – нет ни договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, нет проговоренного режима торговли и инвестирования, передвижение товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов – вообще процесс хаотичный и бесконтрольный. И как собираются три страны вступать в такие тесные экономические отношения, когда даже пробный камень в виде Таможенного союза давно ушел на дно. Если в первый год работы союза объем взаимной торговли государств «тройки» составил 88,4 млрд. долл., то в дальнейшем он пошел на спад: $75 млрд. в 2011 и $68,6 млрд. в 2012 году.
Но, видимо, экономическая выгода сильно меркнет перед альтернативой для России оказаться в окружении стран, где что не правительство – обслуживающий персонал Белого дома. Под истерию в ЕЭС шустро вписались Армения, Киргизия и Таджикистан, последние из которых спят и видят получить неограниченный доступ к российскому рынку труда. Но и это не пугает Путина. Наоборот, наш президент предлагает «расширить и углубить» постсоветскую дружбу и отнести к совместной компетенции не только охрану границ, миграционную политику, систему обороны и безопасности, но и вопросы здравоохранения, образования, науки и культуры. Однако такое тотальное слияние с претензией России на роль «старшего брата» бывшие республики напрягает. Мигрантов мы вам поставим в троекратном размере – пожалуйста, а вот русский язык в школах – это, извините, мы хоть бедные, но гордые. Есть, правда, еще альтернатива, которая в нынешних экономических условиях более вероятна, чем вечная дружба стран и народов. Через открытые российские границы хлынет поток дешевой рабочей силы и некачественных товаров, которые будут оседать не в Минске, где Лукашенко держит гастрабайтеров в ежовых рукавицах, а в Москве, вытесняя и без того забитого отечественного производителя. Социальная напряженность усилится, а декларируемый диалог культур все чаще будет заканчиваться поножовщиной на Манежке. Небольшая плата за подушку безопасности в виде союзный государств. Правда, не факт, что такой подушкой власть смягчит России скорое падение, а не окончательно ее придушит.
Таисия ИЛЬИНА