За 2019 год число клиентов российских банков c активами более $1 млн выросло на 23% — до 37 тыс. Среди причин притока — рост благосостояния, продажа бизнеса или недвижимости, а также усиление комплаенса в банках за рубежом
Число долларовых миллионеров на обслуживании в российских банках за год выросло на 23%, следует из исследования аналитиков Frank RG «Private banking в России 2019» (есть у РБК). Если в 2018 году в России было 30 тыс. банковских клиентов, чьи активы превышают $1 млн, то в 2019 году их число составило 37 тыс. человек. Frank RG фиксирует планомерный рост состоятельных клиентов private banking с 2016 года, когда в российских банках обслуживались 23 тыс. долларовых миллионеров.
Данные для исследования были получены путем опроса кредитных организаций, который проводился в октябре 2019 года — январе 2020 года. Собирались только сведения из подразделений банков, ведущих деятельность по обслуживанию состоятельных физических лиц на территории России. В Frank RG указали, что работающие с российскими миллионерами зарубежные банки (UBS, Credit Suisse, Deutsche Bank и др.) в исследовании не рассматривались, так как средства их клиентов находятся вне российской юрисдикции.
Общий объем российского рынка банковского обслуживания состоятельных клиентов в 2019 году составил порядка 9,26 трлн руб., оценили аналитики, он вырос на 10%, с 8,41 трлн руб. в 2018 году.
Полученная в исследовании Frank RG оценка долларовых миллионеров среди банковских клиентов сопоставима с данными исследования банка Сredit Suisse, который насчитал в России 40 тыс. человек, имеющих финансовые активы свыше $1 млн. С учетом стоимости нефинансовых активов (недвижимость, бизнес и так далее) долларовых миллионеров в России больше — 246 тыс. человек, подсчитали в Сredit Suisse.
Рост числа клиентов российского private banking объясняется несколькими факторами, говорит старший аналитик Frank RG Станислав Зайцев: прирост их общего благосостояния, амнистия капитала (декларирование активов в зарубежных юрисдикциях без уплаты налогов за прошедший период), перевод части нефинансовых активов (недвижимость, бизнес и т.п.) в финансовые из-за того, что последние показывают более высокую доходность. Также на рост количества долларовых миллионеров, обслуживающихся в России, оказал влияние комплаенс-контроль в иностранных банках, из-за чего состоятельным людям стало сложно хранить деньги там, и они перевели свои средства в российские кредитные организации, говорит Зайцев. Если иностранцы ослабят эту процедуру, можно ждать небольшого оттока капитала из России в будущем, продолжает он.
Спектр вопросов, по которым премиальные клиенты обращаются к управляющим капиталом, довольно широк, объясняет партнер и руководитель направления Deloitte Private в СНГ Светлана Борисова. Помимо классического инвестирования это вопросы налогообложения, пересмотр бизнес-структур, особенно той части, которая находится не в России, структурирование личных активов, включая такие активы, как предметы искусства, планирование наследования, перечисляет она, также у состоятельных клиентов есть интерес к проектам в сфере частной филантропии и благотворительности.
Приток клиентов отмечают в Сбербанке, Альфа-банке (на треть за год), Промсвязьбанке и ФК «Открытие» (на 1300 человек за год). ВТБ по итогам 2019 года отмечает прирост средств в private banking ВТБ на 16%, до 2,1 трлн руб. В основном прирост клиентской базы происходит за счет перехода клиентов из одного банка в другой, рассказала руководитель «А-Клуба» (департамент по управлению крупным частным капиталом Альфа-банка) Алина Назарова.
Все опрошенные РБК банки отмечают рост интереса клиентов private banking к инвестиционным продуктам. Их доходность выше, чем у депозитов, ставки по которым снижаются и зависят от ключевой ставки, отмечает представитель Промсвязьбанка. За последние десять лет предпочтения клиентов private изменились, продолжает Назарова: увеличилась доля инвестиционных инструментов в общих портфелях активов, расширился горизонт инвестирования — было 3–3,5 года, теперь более долгий срок. Sberbank Private Banking фиксирует растущий интерес к направлениям, которые раньше были доступны только институциональным инвесторам, в частности альтернативным инвестициям и фондам прямых инвестиций. У ВТБ в 2018–2019 годах более половины прироста средств под управлением пришлось на инвестиционные продукты, сейчас они есть почти у 50% VIP-клиентов.
Остальные крупнейшие банки не ответили на запросы РБК.
Евгения Чернышова
По материалам: “РБК”