Приуроченная к двадцатилетию партнерских отношений Берлина и Москвы художественная выставка стала бенефисом российского мастера
По общему мнению немецких искусствоведов, уровень работ российского художника Славы Николаева, проживающего в немецкой столице, таков, что до него вряд ли могут сейчас дотянуться и признанные мастера современной живописи..
Слава Николаев пишет свои картины по старинке: он не использует новомодных технических приспособлений, а берет в руки только кисть и холст. Но то, что получается в итоге, уже не спутаешь ни с какими другими авторами. Это особая техника рисования, уже получившая в художественном мире Германии название техники Николаева. Пожалуй, что ее можно сравнить с пуантилизмом. Правда, если пуантилизм – это лишь отдельные точки и линии, то техника российского мастера строится, например, на обведении каждого, даже самого мелкого мазка тончайшим чёрным контуром. Итоговое изображение неожиданно возникает только на самом последнем слое картины, иногда на седьмом или восьмом.
Понятно, что это безумно трудная и кропотливая работа, требующая помимо таланта адской усидчивости. Однако результат получается просто поразительный. Дело в том, что картины Николаева меняют свой цвет в зависимости от изменения интенсивности освещения! И это не поддаётся логическому объяснению.
Последняя серия работ Николаева посвящена послевоенной истории Германии. Например, на картине, названной «Две девочки», Германия аллегорически предстает в виде двух лиц, двух сестер. Как две Германии, девушки стоят, взявшись за руки. Но если старшая – записная модница, она весела и полна надежд на будущее, то младшая одета подчеркнуто аккуратно, даже бедно. Ее взгляд настороженный, она как будто находится в тени старшей, из которой ей уже никогда не выйти.
Внимательный зритель понимает: даже спустя более чем двадцать лет после объединения Германии, страна остается по-прежнему разделенной.
Владимир ВАСИЛЬЕВ | собкор «НВ» | БЕРЛИН