Министр строительства и ЖКХ — о подорожании жилья, снижении ипотечной ставки и IQ городов
К 1 апреля будет готова «дорожная карта», в которой пропишут механизм снижения ипотечной ставки, а рынок арендного жилья ждет создание единой информационной системы и постепенный переход в цивилизованное русло. Об этом в интервью «Известиям» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев. Глава ведомства также сообщил, что в марте россиянам назовут самые «умные» города с высоким индексом IQ, а типовое проектирование в первую очередь коснется социальных объектов.
Ставка на понижение
— Как будет меняться курс министерства после смены правительства, и есть ли изменения в кадровом составе Минстроя?
— Основная задача — национальные проекты и то, о чем говорил президент: люди должны почувствовать непосредственно на земле улучшение жизни от их реализации. А мы должны более активно двигаться и заниматься решениями всех задач, которые в нашем нацпроекте, как мы говорим, «упакованы».
В министерстве появились два новых зама. Первый заместитель — Ирек Файзуллин переехал из Татарстана, замминистра по цифровой трансформации — Александр Козлов из Челябинска. Он занимался этим направлением в региональном правительстве. Нам нужно помогать субъектам переходить на цифровые платформы, чтобы мы работали в BIM-технологиях. Вся строительная отрасль должна как можно быстрее стать цифровой.
— Премьер-министр Михаил Мишустин недавно заявил, что ипотечные ставки в стране должны опуститься ниже 8%, а вице-премьер Марат Хуснулин назвал ставку в 9% преступлением против народа. Какие рычаги нужно задействовать, чтобы ипотека стала более доступной? И когда этого можно ожидать?
— В ближайшее время появится «дорожная карта», времени на раскачку нет. К 1 апреля мы должны уже завершить работу. Причем свою позицию должны высказать и банки, и застройщики, и Министерство строительства и ЖКХ, и наши институты развития, и Центробанк как один из главных регуляторов на этом рынке. Мы должны проанализировать, что происходит на всех этапах, и очень спокойно, без эмоций принять продуктивное решение.
— Существует определенная нижняя планка — 2% в виде пилотной ипотечной ставки для Дальнего Востока. Все признавали, что это минимум, который возможен только в определенных регионах. Можете назвать цифру, которая окажется приемлемой и для рынка, и для потребителя?
— На первоначальном этапе разговор должен идти о ставке между 7% и 8%. Дальше, когда мы серьезную работу проведем, можно будет смотреть вперед. Очень многое зависит от макроэкономики.
«А вовремя ли мы заплатили?»
— В Госдуме недавно выступили за то, чтобы не отключали услуги должникам по ЖКХ, при этом проблема долгов существует. Сколько задолжали за 2019 год, и как решить эту проблему без репрессивных методов?
— Мне часто задают этот вопрос на рабочих совещаниях, на телевидении, мои знакомые, родные и близкие. В жилищно-коммунальном комплексе много проблем. Нам хочется, чтобы всегда была горячая вода, не было никаких отключений, чтобы тепло вовремя приходило, не было аварий, когда мы проводим подготовку теплосетей. Но если мы хотим, чтобы комплекс работал качественно, он должен качественно финансироваться. Но задолженность перед отраслью около одного триллиона рублей.
Платежная дисциплина — одно из основополагающих условий, чтобы система жилищно-коммунального хозяйства работала четко. Коммунальщики задолжали ресурсоснабжающим организациям около 150 млрд. Задолженность тех, кто должен заплатить за эти услуги, около 1 трлн рублей. Чувствуете дисбаланс? Это — деньги, которые ушли из отрасли, их сегодня там нет. Когда мы ругаем коммунальщиков, мы всегда должны задумываться: а вовремя ли мы заплатили за все услуги?
Что касается репрессивных мер, я не сторонник отключений и наказания людей, тем более если человек оказался в сложной жизненной ситуации. У нас существуют меры государственной поддержки. Если платеж составляет более 22% от дохода, ты уже претендуешь на субсидию и поддержку государства. Мы должны найти золотую середину.
Все, кто работает в системе ЖКХ, и люди — главные потребители услуг должны прийти к консенсусу и понимать, что за услугу надо платить. Мы ведь не берем в магазине вещь и не говорим: «Я заплачу когда-нибудь, через месяц». Вам вещь просто не отдадут.
Услуга получена, и она должна быть вовремя оплачена. В многоквартирных домах общие сети, мы не можем отключить неплательщиков от ресурсов — пострадают соседи. Эти вещи должны быть урегулированы, и те, кто платит добропорядочно, ни в коем случае в этой ситуации не должны страдать. Это моя жесткая позиция.
Необходимы цивилизованные методы. Мы должны разъяснять, что за услуги надо платить. Отключение от коммунальных услуг — самая крайняя мера.