Почему уровень смертности от коронавируса остается загадкой
Коэффициент смертности от коронавируса, равный 4,7%, — крайне ненадежный показатель. В отсутствие поправок на масштабы тестирования в каждой стране, а также на то, что причиной смерти коронавирусных больных часто являются болезни, не связанные с инфекцией, реальный процент смертности от COVID-19 остается загадкой.
К 30 марта число заразившихся коронавирусом в мире превысило 737 000 человек, по данным университета Джонcа Хопкинса. Скончались 35 019 человек. Соответственно, уровень смертности от коронавируса в мире на сегодняшний день составляет 4,7%. Однако эта цифра не только изменчива, но и крайне ненадежна, пишет Financial Times.
По словам Майка Райана, исполнительного директора программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения, есть четыре фактора, влияющих на показатели смертности от страны к стране: кто именно заразился коронавирусом, какого масштаба эпидемия достигла в стране, сколько тестов проводит страна, и насколько хорошо справляются разные системы здравоохранения. Также важно знать, сколько жертв коронавируса умерло бы от других причин, если бы пандемии не было. Обычно за год в мире умирает около 56 млн человек — в среднем около 153 000 человек в день.
Недостаточное тестирование
Профессор эпидемиологии Стэнфордского университета Джон Иоаннидис называет данные об эпидемии «совершенно ненадежными». «Мы не знаем, во сколько раз реальная статистика по заболевшим превышает официальную — в три или в триста раз», — писал он на прошлой неделе. Если тысячи заболевших людей, о которых мы не знаем, выживают, то текущие оценки уровня смертности слишком высоки.
Многое зависит от того, у какого числа людей заболевание проходило без симптомов, и насколько масштабное тестирование проводилось в той или иной стране. Так, ученые из Университета Гонконга подсчитали, что в Ухане, где началась пандемия, вероятный уровень смертности составлял 1,4 %, что намного ниже, чем предыдущая оценка в 4,5%, рассчитанная с использованием официальной статистики случаев заболевания и смертей. В Великобритании тестирование проводится только у людей с ярко выраженными симптомами коронавируса — и из официальных данных следует, что уровень смертности там 6,2% (при 19 758 выявленных заболевших и 1231 умерших). Официальные британские данные о количестве заболевших «настолько вводят в заблуждение, что использовать их не стоит», говорит профессор детского здравоохранения Университетского колледжа Лондона Розалинда Смит. Реальное число инфицированных коронавирусом, «по консервативным подсчетам», в 5-10 раз выше, считает она.
Коронавирус, но не только
В разных странах о смертях инфицированных коронавирусом сообщают по-разному. Например, в Италии, которая с большим отрывом лидирует по числу смертей инфицированных (более 10 000 на 97 000 заболевших по данным на 30 марта), COVID-19 указан в качестве причины смерти, даже если пациент уже болел и умер от сочетания болезней. Таким образом, коэффициент смертности составляет более 10%. Однако непосредственной причиной смерти коронавирус указан лишь в 12% свидетельств о смерти, говорил научный советник министра здравоохранения Италии Вальтер Ричарди на прошлой неделе.
Правительство Испании не предоставляет никакой дополнительной информации о том, какими еще заболеваниями страдал умерший от коронавируса человек, и лишь оглашает статистику о смертях людей с подтвержденными случаями инфекции. Страна на втором месте по числу смертей от эпидемии — более 7 000 человек при 85 000 заболевших (8,2%).
В уровне смертности от коронавируса, который демонстрирует та или иная страна, играет роль и возрастная структура ее населения. Так, Италия долгое время была «образцом страны со здоровым пожилым населением». По состоянию на 2018 год на людей старше 65 лет приходилось почти 23% населения страны. Большое количество пожилых людей в возрастной структуре населения — одна из причин того, что уровень смертности в Италии выглядит выше. Средний возраст заболевших итальянцев составляет 62 года, подавляющему большинству жертв вируса было 60 лет и больше. Что касается, например, Южной Кореи, где население гораздо моложе (на 2018 год людей старше 65 лет — меньше 14,4%), то там треть подтвержденных случаев заражения приходится на людей в возрасте до 30 лет. Смертность от коронавируса в Южной Корее, согласно официальным данным — 1,6% (158 смертельных исхода при 9661 больных). Еще ниже коэффициент смертности — в Германии — при 64 000 заболевших и 560 погибших он составляет 0,9%. Большинство зараженных в стране — люди в возрасте от 15 до 59 лет. Низкий уровень смертности может также быть следствием того, что в стране активно проводятся тестирования даже у людей со слабо выраженными симптомами.
Смерть по другим причинам
Неясно, как много людей, которые умерли с положительными анализами на коронавирус, скончались бы и без коронавируса. Выступая на парламентских слушаниях на прошлой неделе, профессор Нил Фергюсон, директор Центра глобального анализа инфекционных заболеваний MRC в Имперском колледже Лондона, сказал, что еще не ясно, сколько «избыточных смертей» от коронавируса будет в Великобритании. Тем не менее, он сказал, что доля жертв COVID-19, которые все равно погибли бы, может составлять «даже половину или две трети». В Великобритании каждый год в период с января по март умирают около 150 000 человек.
Уровень смертности также напрямую зависит от нагрузки на систему здравоохранения (как это произошло в Италии и некоторых частях Китая, где пациенты недополучили медицинскую помощь). В одной из больниц Ломбардии, на севере Италии, врачи вынуждены из-за нехватки оборудования снабжать пациентов кислородом через маски для снорклинга Decathlon. На прошлой неделе Майк Райан сказал, что с учетом количества пациентов, находящихся в отделении интенсивной терапии в регионе, тот факт, что врачи спасают «так много жизней, само по себе является чудом».
Рузана Ахмеджанова
По материалам: “Forbes”