Маньяк почти 30 лет терроризировал шахтерский городок
Тулунскому маньяку, как его уже окрестили СМИ, удавалось на протяжении десятилетий уходить от правосудия и продолжать свои злодейства в небольшом шахтерском городке с населением меньше 40 тыс. человек, где все друг у друга на виду. На этой неделе обвиняемый приступил к ознакомлению с материалами дела — а это более 100 томов допросов, экспертиз, осмотров места происшествия и других документов. Почему «маньякам по соседству» годами удается находиться вне подозрений — в материале «Известий».
Чувствовал себя как дома
Первые преступления тулунский маньяк совершил еще в начале 1990-х, но основной пик пришелся на период с 2001 по 2012 год. Преступник не соблюдал особых правил конспирации. Его главным орудием был страх, который он вселял в потерпевших, угрожая ножом. Жертв он выбирал заведомо слабее его физически. Подходил стремительно, чаще всего сзади, угрожал покалечить, а в некоторых случаях действительно резал и колол для устрашения. Его маскировкой были обычная рабочая одежда, неприметная внешность и ночь — нападал в темное время суток.
«Всё, чем длительное время располагали сотрудники уголовного розыска — это усы, характерная кепка коричневого цвета и запах солярки от одежды. Под такие критерии условно подпадали водители всех грузовых автомобилей, работники котельных или угольных разрезов. Наиболее вероятный возраст мужчины, со слов потерпевших, составлял от 40 до 65 лет», — говорится в пресс-релизе СКР.
Приставлял нож непременно к горлу, спокойным голосом говорил, что убьет в случае сопротивления, и заводил в безлюдное место, где совершал половой акт и истязал девушек. Предпочитал совсем молодых, одной из жертв было всего 13 лет. Нападения совершал у заброшенных или строящихся зданий, у железнодорожных станций, в лесополосе, поздно вечером или засветло. Однажды мерзавец надругался над двумя девушками одновременно — насиловал по очереди. В случае побега одной грозил убить другую.
Большинство пострадавших он отпускал, перед этим нередко заглядывал в их документы, узнавал адрес — обещал расправиться, если попробуют обратиться в полицию.
Два убийства, как предполагают оперативники, были совершены насильником из-за того, что жертвы оказали слишком яростное сопротивление — в 2000 году задушил девушку в районе автостанции, а в 2008 году расправился с местной учительницей.
Тотальная проверка
Первый пригодный для анализа образец ДНК преступника в распоряжении следствия появился лишь восемь лет назад. После этого началось поэтапное тестирование всего мужского населения Тулуна.
— Был обработан огромный объем биологического материала — более 15 тыс. образцов. Часть из них исследовалась в лаборатории ГУ МВД России по Иркутской области, но на помощь к нам пришли эксперты из Хабаровска, Новосибирска и Москвы, — рассказала замначальника отдела биологических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД по Иркутской области Наталья Давыдова.
Город вздохнул с облегчением лишь 16 января 2020 года, когда Следственный комитет официально сообщил о том, что предполагаемый маньяк задержан. Вскоре стало известно его имя — Павел Шувалов.
«Лицо, установленное нами является работником угольного разреза города Тулун», — рассказал тогда Евгений Карчевский, следователь по особо важным делам СУ СКР по Иркутской области. К слову, офицер считается специалистом по запутанным делам. В 2012 году он направил в суд дело «академовских молоточников» — двух молодых неофашистов из Иркутска. Преступники, организовавшие экстремистское сообщество, битами и киянками беспричинно забивали до смерти случайных прохожих, в том числе детей.
Еще одно громкое расследование, которым занимался Карчевский, — дело «ангарского маньяка» Михаила Попкова. Напомним, доказано совершение им 78 убийств, Попков признался еще в трех случаях. Он уже получил один пожизненный срок. Стоит отметить, что Попкова в какой-то момент подозревали в причастности и к тулунским эпизодам.
Карчевский приступил к расследованию изнасилований и убийств в Тулуне, как только закончил основную работу по делу «ангарского маньяка» — в 2018 году. Вскоре удалось установить причастность основного подозреваемого к преступлениям в отношении 24 женщин.
Допущены ошибки
Пострадавшие от насильника женщины были недовольны ходом расследования на первоначальном этапе. С их слов, многочисленные факты сексуального насилия замалчивались. В документальном фильме «Тулунский маньяк. Пленницы кожаного мешка», вышедшем незадолго до окончания следствия, несколько жертв преступника рассказывают свои истории.
Говорят они и о том, как правоохранители их уговаривали не писать заявления (предположительно, речь идет о периоде до 2008 года). Одна из жертв рассказала, что в день обращения в милицию она увидела насильника в «обезьяннике» и указала на него сотрудникам отдела, но ей никто не поверил. Она была несовершеннолетней, ее безапелляционно обвинили в оговоре. Авторы фильма предполагают, что с другими многочисленными жертвами происходило то же самое. В результате сегодня неизвестно, сколько жертв реально на счету маньяка.
Зато в школе и на работе об изнасилованиях быстро узнавали почти все, что делало жизнь жертв невыносимой. Некоторые попадали в психиатрические клиники, у нескольких оказалась разрушена семья. Среди жертв была беременная женщина, потерявшая после трагедии ребенка. Попытки серьезного расследования начались лишь в 2008 году. Об этом говорят в интервью бывший оперативник Артем Дубынин и следователь Эдуард Панов, работавшие над делом в последние годы. Дубынин косвенно подтвердил, что существовала практика замалчивания, эпизоды не объединяли, несмотря на очевидную связь.
Помимо соответствия биоматериала, были и другие характерные детали почерка преступника. Многие жертвы рассказывали, что после полового акта он засыпал прямо на них, затем просыпался снова и пытался повторить насилие. Также отмечали его проблемы с эрекцией.
По словам Дубынина, решающую роль в поимке маньяка сыграл начальник угрозыска Тулуна Михаил Калиновский. Офицер обратил внимание на обращение женщины по факту нападения, которому почему-то не придали значения его коллеги. Стали разбираться, и пострадавшая указала, где на асфальте остались биологические следы маньяка, их удалось выделить экспертам. На тот момент уже существовал достаточно точный субъективный портрет маньяка, составленный со слов одной из жертв.
По записям видеокамер у магазина, находящегося у места нападения, удалось вычислить маршрут преступника. Буквально на каждом столбе в Тулуне были расклеены ориентировки. Очень быстро люди сообщили полицейским имя бульдозериста Шувалова, похожего на фоторобот. Маньяком, вселявшим три десятка лет страх в жительниц Тулуна, оказался почти примерный семьянин. Его жена работает в школе, взрослые сыновья уехали в Иркутск. Изначально они пытались заступиться за отца, не верили в его вину, но позже дистанцировались от прессы.
— Маньяка всегда сложно поймать. Им движет не мотив, а патологическая страсть, навязчивые идеи, часто речь вовсе идет о расстройстве психики. Многое упирается в правоохранительную систему на местах. В небольших населенных пунктах отдаленных регионов часто боятся, что о них вспомнят в Москве. Причем не только в плохом, но и в хорошем ключе. Любят тишину, чтоб показатели были средненькие. Отсюда и все эти фокусы с сокрытием случаев изнасилований. Сегодня отношение меняется, к тому же соцсети не дают замалчивать такие истории. Даже самое абсурдное сообщение, касающееся несовершеннолетнего или преступления на сексуальной почве — на контроле, — делится наблюдениями оперативник, посвятивший жизнь борьбе с серийными преступлениями в отношении несовершеннолетних.
Впрочем, идеальной методики расследования таких преступлений нет нигде в мире. По мнению члена адвокатской палаты Самарской области Андрея Тюрина, длительность обусловлена спецификой сбора доказательств.
— Серийные изнасилования на практике представляют сложность при расследовании, так как нередко нет достаточных данных о виновном лице, особенно если нет генетического материала. Поэтому в целом ничего удивительного в таком длительном расследовании этих преступлений нет. Конечно, в отдельных случаях есть вина и правоохранительных органов, например, когда на заявления жертв не реагируют, — рассказал «Известиям» адвокат Тюрин.
Не сходя с места
Особенность истории с тулунским маньяком заключается в том, что Шувалов совершал преступления там, где жил сам. Где каждый день ездил на работу в угольный разрез на общественном транспорте до увольнения в 2014 году, встречался взглядами со своими жертвами. Пусть шапочно, но был знаком с потерпевшими, знал их близких. Тем не менее, поймали его исключительно благодаря криминалистическим экспертизам. Иными словами, одна из проблем расследования — в молчании тулунцев, в нежелании помочь, в игнорировании проблемы и пресловутом взгляде на жертву как на подстрекателя, дескать, «сама виновата», «юбка короткая».
Тулунского маньяка можно сравнить с «насильником из Золотого штата», орудовавшим в 1970–80-е в небольших городках под Сакраменто в Калифорнии (США), в одном из которых сам жил и работал. Его поймали лишь через 40 лет благодаря открытым генеалогическим сервисам — сотрудники ФБР отправили выделенный геном для анализа и выяснили, кто его родственники. Затем они подобрали членов семьи по возрасту и месту проживания.
В итоге под подозрением оказался Джозеф Деанджело. Его генетический материал полностью соответствовал найденным на месте преступления образцам. Правда, в отличие от тулунского работяги, Деанджело сам служил в полиции и часто выезжал на собственные преступления. Да и список преступлений у него солиднее: как минимум 45 изнасилований, 12 убийств и больше сотни проникновений в жилище. Кроме того, он совершал свои преступления в соседних городах. Сейчас 74-летний обвиняемый в заключении ожидает суда, ему грозит смертная казнь.
В июне в России был пойман еще один предполагаемый маньяк, логику которого просчитать было очень непросто. «Каширским убийцей», по версии следствия, оказался 53-летний подмосковный сантехник Андрей Ежов. Его подозревают в совершении пяти изнасилований, сопряженных с убийством. Жертвами его становились в основном женщины старшего возраста, однако он дважды пытался убить малолетних девочек, одну из которых изнасиловал. Он уже дал признательные показания и подтвердил их на местах преступления, сообщив, что убивал и насиловал в течение 10 лет.
Иван Петров
По материалам: “Известия”