В США впервые в мире была создана аппаратура дистанционного управления кораблями-мишенями
Почти все технологические достижения двадцать первого века были заложены в веке двадцатом. Успехом в области дистанционного управления по радио стало создание аппаратуры для управления движением кораблей-мишеней. Первыми создали такую аппаратуру в Северо-Американских Соединенных Штатах. В этой статье мы расскажем о радиоуправляемых кораблях-мишенях ВМФ США.
«Айова»
Подготовка артиллеристов на военных флотах всегда была делом архиважным. Не утратила эта задача своей актуальности и в XXI веке. В начале ХХ века, после окончания Первой мировой войны методика подготовки артиллеристов и морских летчиков находилась в кризисе. На начальном этапе обучения стрельба велась по неподвижному артиллерийскому щиту. Но морской бой динамичен. Можно организовать буксировку щита-мишени на длинном тросе буксиром. При такой схеме стрельбы цель движется, но так как буксирный трос обязательно должен быть длинным – это страховка буксира на случай промаха артиллеристов стреляющего корабля – то движение может быть только с небольшой постоянной скоростью и без маневров. Достичь реальной имитации скоротечного морского боя такими методами учебных артиллерийских стрельб не получалось. Аналогичная проблема была и у морских летчиков. Атака неподвижно стоящей на якоре мишени не давала навыков борьбы с маневрирующей целью. Первыми над современной подготовкой артиллеристов и летчиков задумались американцы.
Был в США инженер Джон Хэйс Хэммонд-младший. Прославился он тем, что еще во время Первой мировой войны предложил американскому флоту торпеду большого радиуса действия, управляемую по радио! Чуда не произошло, в первой четверти ХХ века такую сложную инженерную задачу решить было нельзя. Но моряки запомнили инженера, и именно ему было поручено создать аппаратуру дистанционного управления для корабля-мишени. Такой корабль должен был быть хорошо бронирован, поэтому, когда в 1919 году стали подбирать кандидата, был выбран стоящий в резерве корабль береговой обороны №4 – бывший эскадренный броненосец «Айова». Корабль был построен ещё в 1896 году и к началу Первой мировой войны безнадёжно устарел. Но у него был крепкий корпус, а паровые машины находились в хорошем состоянии. Переделка корабля началась в августе 1920 года. С броненосца сняли все артиллерийские орудия, при этом башни главного калибра были оставлены. «Айова» была переведена на жидкое топливо, что исключало работу кочегаров. Корабль был тщательно герметизирован – это повышало его плавучесть. Но главной изюминкой была система радиоуправления и исполнительных механизмов. Эта система была изготовлена компанией «Дженерал Электрик» и предназначалась для дистанционного управления машинами и рулями броненосца.
Основой системы являлся многоканальный автоматический коммутатор по образцу телефонных, который замыкал реле исполнительной системы. Смонтированные на мачтах «Айовы» проволочные антенны принимали сигналы искровых передатчиков с корабля управления. Принятые сигналы усиливались вакуумной лампой. Количество принятых импульсов определяло, на какую позицию перемещается рычаг коммутатора, замыкая соответствующее принятой команде реле. Сигналы с реле должны были передвигать различные рычаги управления. Так как мощности электросистем не хватало, чтобы перемещать массивные стальные рычаги или крутить вентили, реле открывали пневмозаслонки, которые питались от баллонов со сжатым воздухом.
«Айова» могла исполнять всего пять команд: «Старт двигателей», «Стоп двигателей», «Руль на 20 градусов вправо», «Руль на 20 градусов влево», «Держать постоянный курс по компасу».
Но это было не всё. Эта система дублировалась так называемой «сонодинамической» акустической системой управления. Два буксируемых гидрофона в специальных веретенообразных поплавках буксировались за кораблем и принимали акустические сигналы с корабля управления. Теоретически это было правильно – такой канал был защищён от возможных повреждений корабля-мишени. Но практически от его использования отказались. Оказывается, в океане была масса посторонних шумов, которые не давали возможности чёткого принятия сигнала.
Но и это было ещё не все. Для того чтобы оператор мог с корабля управления видеть положение руля в каждый момент времени, придумали оптическую систему контроля. На кормовой мачте на тросах были закреплены два больших барабана. Они поднимались или опускались в зависимости от того, на какой борт был повернут руль. Когда руль находился в положении «прямо», оба барабана находились на одинаковой высоте.
Конечно, сегодня на такую систему управления можно смотреть только с улыбкой. Но не надо забывать, что была она создана 100 лет тому назад, и, самое главное, она работала! В завершение рассказа об «Айове» надо сказать, что корабль-мишень берегли, и обстреливать его можно было только практическими снарядами, то есть болванками без взрывчатого вещества. То же относилось и к авиабомбам. В корпус бомбы вместо взрывчатки заливали цемент.
20 августа 1920 года СВ-4 (так теперь называлась «Айова») покинул верфь для испытаний. Небольшой экипаж выводил корабль-мишень в море и доставлял его к месту испытаний, после чего экипаж покидал CB-4 на катерах, и использовавшийся в качестве корабля управления линкор «Огайо» включал радиосистему. 10 сентября 1920 года состоялся первый сеанс управления кораблем-мишенью. СВ-4 развивал скорость 9,5 узлов и полностью выполнял все команды.
Через год СВ-4 оказался в эпицентре военной жизни страны. 21 июня 1921 года Атлантический флот США проводил масштабные военно-морские маневры. Фоном этих маневров стали яростные дебаты генерала Митчелла с командованием ВМФ США. Дело в том, что генерал Митчелл был сторонником идеи, что с появлением боевой авиации все остальные рода и виды вооруженных сил не нужны. Он утверждал, что с появлением дальних бомбардировщиков защита американского побережья должна перейти от флота к авиации. Подтверждая свои слова, он ссылался на уничтожение трофейных кайзеровских военных кораблей авиацией. Моряки в ответ говорили, что, во-первых, корабли неподвижно стояли на якорях, они не маневрировали, во-вторых, на них не было экипажа, который боролся бы за живучесть, а в-третьих, с кораблей не велся зенитный огонь. Моряки предложили повторить эксперимент с движущимся кораблем-целью. Единственным условием было применение практических, а не боевых авиабомб. Генерал отказался.
29 июня 1921 года СВ-4 в окружении четырех тральщиков двигался к побережью США. Корабль управления «Огайо» находился несколько в стороне. С тральщиков наблюдали за поведением корабля-цели. Все корабли имитировали эскадру неприятеля, двигающуюся к берегам США. Для большей достоверности, положение этой группы судов не было известно обороняющейся стороне.
Дирижабль армии США D-4, выполнявший разведывательный полет, установил контакт с кораблем-мишенью и навел на него авиацию. Результаты учений впечатлили. На СВ-4 было сброшено 60 бомб, и ни одна не поразила активно маневрирующий корабль. Правда, наблюдатели на тральщиках докладывали, что две бомбы все-таки достигли цели.
СВ-4 вывели в резерв в Филадельфии. Он должен был дожидаться новых учений. В 1921 году линкор «Огайо» списали. Новым кораблем управления стал минный заградитель «Шамут». Работать с таким чудом техники должен был не только Атлантический, но и Тихоокеанский флот США. В 1923 году были назначены большие учения уже Тихоокеанского флота. СВ-4 и «Шамут» прошли Панамским каналом и вышли в Тихий океан. На этот раз сценарий маневров был другой. Стрелять по СВ-4 должны были линейные корабли Тихоокеанского флота. Сначала по кораблю-мишени должны были стрелять 127-мм орудия линкоров на средней дистанции. Вторая стрельба должна была быть из 356-мм орудий на большой дальности. СВ-4 выдержал попадания более 300 практических снарядов большого и среднего калибра. Линкор-цель уцелел, но моряки посчитали, что его восстановление обойдется слишком дорого. 23 марта 1923 года СВ-4 был расстрелян боевыми снарядами линкора-дредноута «Миссисипи».
Эсминцы
Американским морякам очень понравился радиоуправляемый корабль-цель. СВ-4 был достаточно старым и тихоходным кораблем. Поэтому дальнейшее развитие пошло по двум направлением. Во-первых, было решено переоборудовать в цели несколько быстроходных эсминцев, а во-вторых, переоборудовать в корабль-мишень более молодой линейный корабль.
Необходимо упомянуть еще об одном корабле-мишени – разоруженном линкоре «Норд Дакота». То, что его использовали в качестве мишени – факт, подтвержденный источниками. Но нигде нет упоминания о наличии на борту «Норд Дакоты» аппаратуры радиоуправления. Поэтому достоверно причислить этот бывший линкор к радиоуправляемым кораблям-целям нельзя.
Как мы уже говорили, скорость СВ-4 была 9,5 узла. Для подготовки артиллеристов орудий среднего калибра, предназначенных для борьбы с быстроходными целями и летчиков, этого было мало. Поэтому было принято логичное решение – переоборудовать в корабли-цели несколько эсминцев. Во время Первой мировой войны в США было построено 267 эсминцев – «четырёхтрубников» типов «Викс» и «Клемсон». Количество эсминцев было явно избыточным для ВМФ США. Многие корабли сразу после поднятия флага отправлялись в резерв. Вот из этих эсминцев и было решено переоборудовать корабли-мишени. Первым радиоуправляемым эсминцем-мишенью стал DD-302 «Стоддерт», «четырехтрубник» типа «Клемсон».
Все вооружение корабля демонтировали и установили новый комплекс дистанционного управления, разработанный Лабораторией Военно-Морских Исследований. Этот комплекс изначально предназначался для дистанционного управления самолетом – летающей лодкой N-9H. Он не смог обеспечить необходимую точность управления самолетом, но для управления эсминцем этот комплекс вполне подходил. «Стоддерт» получил бортовой номер AG-18 и вошел в состав 1-ой дивизии радиоуправляемых мишеней, базировавшейся на Сан-Диего. Забегая вперед, скажем, что в эту же дивизию входил и AG-16 – разоруженный линкор-дредноут «Юта», переделанный в корабль-мишень. Главной задачей AG-18 стало обучение летчиков палубной авиации с американских авианосцев. Хоть моряки и берегли эсминец-цель, к 1933 году его из-за многочисленных повреждений списали и заменили эсминцем DD-119 «Ламбертон». Но этого адмиралам было мало, и было принято решение о переделке в корабли-мишени эсминцев типа «Викс» DD-136 «Боггс» и DD-137 «Килти». Оба эсминца были в резерве с 1922 года, поэтому корпуса и машины у них были в хорошем состоянии. Их переоборудовали по схеме AG-18. «Боггс» и «Ламбертон» прослужили кораблями-целями до 1940 года, когда были переоборудованы еще раз в быстроходные минные заградители.
«Юта»
Флоту требовался также и большой корабль-цель для отработки линкорами стрельб главным калибром. Для этой цели был выбран линкор «Юта». Этот линкор-дредноут типа «Флорида» был спущен на воду в 1909 году. В 1930 году Лондонские соглашения обязали США списать три из четырех оставшихся в строю линкоров, вооруженных 305-мм артиллерией. Один из этих линкоров было решено переделать в корабль-мишень. С линкора сняли все вооружение, оставив башни главного калибра. Система радиоуправления была модернизированным вариантом системы, применявшейся на «Айове». «Юта» могла перекладывать руль на разные углы, увеличивать и замедлять ход, поддерживать заданный заранее курс, останавливать главные двигатели и запускать их снова. Кораблями управления для «Юты» служили эсминцы «Талбот» и «Хьюз». Во второй половине 30-х годов радиоуправление было модернизировано с целью возможности управления кораблем-мишенью с самолета. 1 и 2 июля 1932 года «Юта» совершила два четырехчасовых пробега на радиоуправлении. Корабль-мишень вошел в строй и получил тактический номер AG-16. С целью экономии средств на «Юте» смонтировали 127-мм и 20-мм зенитные орудия, и линкор стал выполнять две задачи – быть кораблем-мишенью и учебным кораблем для подготовки расчетов зенитной артиллерии.
Погибла «Юта» 7 декабря 1941 года во время налета японской авиации на Пёрл-Харбор. Почему японцы атаковали корабль-мишень неясно. Им было известно, что «Юта» находится в гавани Пёрл-Харбор, и они не собирались её атаковать. Вероятно, в пылу атаки японские летчики ошиблись. В результате атаки было потоплено и повреждено много кораблей. Три линкора решили не восстанавливать – «Аризону», «Оклахому» и «Юту». После атаки линкор пытались поднять, но это не получилось. С 1944 года её корпус считается братской могилой, а с 1989 года – военным мемориалом.
Андрей Максимов
По материалам: “Наша Версия”