Мать и четверо сыновей Босова подали иск к его вдове из-за наследства

Они пытаются оспорить передачу Катерине Босов почти половины акций группы «Аллтек»

Мать бизнесмена Дмитрия Босова Людмила Босова и четверо его сыновей от первых двух браков — Артем, Антон (оба от первой жены Элеоноры Босовой), Кирилл и Иван (от второго брака с Анастасией Старовойтовой) — в понедельник, 5 октября, подали иск в Одинцовский городской суд Московской области против его третьей жены Катерины Босов. Это следует из материалов суда. Помимо Катерины в качестве третьих лиц по иску значатся их несовершеннолетняя с Босовым дочь Бэлла Алекса и нотариус Екатерина Панова.

Комментарии касательно требований других наследников будут даны после получения и ознакомления с иском, сказала представитель Катерины Босов. РБК направил запрос старшему сыну Босова Артему.

Что оспаривают сыновья и мать Босова

Дмитрий Босов покончил с собой 6 мая, а через три месяца, 19 августа, стало известно, что его вдова Катерина оформила на себя половину доли бизнесмена в группе «Аллтек» (43,285 из 86,57%), контролирующей «Сибантрацит», мирового лидера по добыче и экспорту антрацита и крупнейшего в России производителя металлургических углей. Именно эту сделку и оспаривают наследники бизнесмена, рассказали РБК два источника, близких к «Аллтеку» и «Сибантрациту». В Одинцово как раз зарегистрирована «Аллтек».

«Наследники оспорили выделение доли Катерины (передачу ей половины доли Босова. — РБК), поскольку создание бизнеса Босов начал до их брака», — говорит один из собеседников РБК. По его словам, при решении об оформлении 43,285% «Аллтека» на вдову бизнесмена нотариус опирался на формальную дату создания компании или дату внесения каких-либо изменений.

На сайте группы «Аллтек» говорится, что она была основана в 1993 году выпускниками МГТУ им. Баумана (Босовым и его партнерами). По данным СПАРК, «Аллтек» была зарегистрирована в марте 2002 года. На Катерине Босов женился лишь в 2016 году, до этого они случайно познакомились в гостях у общих друзей, сообщал Forbes.

В свою очередь, Катерина Босов намерена увеличить свою долю в «Аллтеке» до контрольной. «Катерина Босов обратилась с иском в суд, суть которого заключается в том, что ее доля составляет не 43, а 77% компании ООО «Аллтек», — заявила РБК ее представитель, не уточнив деталей. В Одинцовском городской суде и арбитражных судах Москвы или области иск Катерины пока не зарегистрирован. Сейчас помимо нее акционерами группы остаются Дмитрий Босов (оставшиеся 43,285%, которые должны быть распределены между всеми наследниками минимум через полгода после смерти бизнесмена, то есть начиная с ноября), гендиректор «Аллтека» Дмитрий Ага (7,9%) и два члена совета директоров компании Игорь Макаров (3,16%) и Олег Шемшук (2,37%).

Как вдова Босова могла получить половину его доли

По закону права наследования оформляются по истечении шести месяцев с момента смерти, говорит адвокат Алексей Мельников. Супруга, по его словам, вправе претендовать на 50% совместно нажитого имущества и на оставшуюся половину имущества — наравне с наследниками. В случае если имущество было приобретено до брака, у супруги в отношении таких активов имеются равные права наравне с другими наследниками, но существует норма закона, согласно которой если в приобретенное до брака имущество (в «Аллтек», «Сибантарцит» и другие активы) осуществлялись значительные вложения во время брака, то оно все равно является совместно нажитым. «С высокой вероятностью мы имеем дело именно с таким случаем, так как из открытых источников мы знаем, что бизнес Босова расширялся и рос именно в последние годы», — отметил Мельников.

Катерина Босов
Катерина Босов (Фото: пресс-служба УК «Сибантрацит»​)

На каком основании Катерина Босов получила почти половину группы «Аллтек» до истечения шестимесячного срока после смерти бизнесмена, ее представитель не комментирует. Мельников отмечает, что при наследовании как по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть выдано досрочно, если имеются достоверные данные о том, что нет других наследников, имеющих право на него претендовать, кроме лиц, обратившихся за выдачей такого свидетельства. В случае наследования сложного имущества и бизнес-активов, при таком множестве наследников такая ускоренная процедура почти не применяется, говорит адвокат.

Адвокат Forward Legal Дарья Овчинникова подтверждает, что супруга имеет право получить свидетельство о праве на наследство раньше всех остальных родственников и может претендовать на половину имущества, которое было приобретено в браке.

Как Катерина Босов пытается сохранить активы

Катерина Босов присоединилась к команде «Сибантрацита» в 2017 году в должности гендиректора его «дочки» — «СА Логистик», а затем стала коммерческим директором в самом «Сибантраците». Спустя чуть меньше месяца после смерти Босова, 28 мая, она возглавила совет директоров компании. «Я благодарна команде за доверие. Для меня большая честь продолжить дело Димы в единстве со своей семьей», — говорила она тогда РБК.

Помимо половины доли бизнесмена в «Аллтеке» она также стала доверительным управляющим 50% еще одного актива группы — УК «Востокуголь», которым Босов владел на паритетных началах с Александром Исаевым, но в апреле 2020 года у них произошел конфликт, и доля Исаева отошла самому «Востокуглю».

Суды за активы

Бывшие партнера Босова сразу после его смерти инициировали судебные тяжбы за совместные активы. Так, в конце мая Александр Исаев оспорил продажу своей доли (50%) в «Востокугле», которые теперь принадлежат самой компании. 27 августа суд удовлетворил его иск. Теперь «Востокуголь» и наследники Босова подали апелляции на это решение.

5 августа «Ростех» с партнерами, владеющие 50% угольного порта Вера в Приморье, подали иск к самому «Востокуглю», который сейчас фактически контролирует Катерина Босов. Они требуют, чтобы этот холдинг исполнил опцион и продал им еще 16,7% порта по номинальной стоимости (3,34 тыс. руб.). Повод для иска — смена контроля в «Востокугле», которая является условием для реализации опциона. До апреля 2020 года по 50% холдинга принадлежало Босову и Исаеву, а теперь ни одного из них нет среди совладельцев, объясняют истцы. Но представитель «Востокугля» утверждает, что смена контроля в компании не произошла, а значит, нет повода для спора.

«Мы видим разрешение конфликта только в рамках закона и действуем в рамках подписанного договора. Никаких административных воздействий на супругу Босова или еще кого-то мы оказывать не планируем и не собираемся», — говорил РБК гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

В начале августа вдова Босова заявила о рейдерской атаке на активы компании. «Я далека от мысли, что вы являетесь орудием в руках тех людей, которые на протяжении почти трех месяцев со дня трагической гибели моего мужа осуществляют рейдерские атаки в отношении компании и дискредитируют меня лично», — говорится в ее письме, направленном 30 июля председателю комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамаре Плетневой.

Инициатор атаки, по ее версии, — Исаев и группа инвесторов. Бизнесмен называл такие обвинения «наглой клеветой».

Незадолго до смерти, весной 2020 года, Дмитрий Босов впервые вошел в рейтинг богатейших российских бизнесменов по версии Forbes. Журнал оценил его состояние в $1,1 млрд (86-я строчка в рейтинге), а в качестве основного актива указал «Сибантрацит».

Тимофей Дзядко, Светлана Бурмистрова

По материалам:  “РБК”

Ранее

Температура морей и океанов поднялась до беспрецедентных значений

Далее

Тимченко обратился в суд с требованием разморозить его счета в Швейцарии

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru