Флагман российской авиаиндустрии SSJ100 не может летать без импортных деталей
Российские самолёты SSJ100 остались без запчастей. Речь идёт о поставках бортового радиоэлектронного оборудования, производимого американской компанией Honeywell. По информации анонимных источников в отрасли, на которые ссылается газета «Известия», причиной срыва поставок стали антироссийские санкции. Перебои с комплектующими наблюдаются с начала года.
В итоге некоторые авиакомпании, эксплуатирующие SSJ100, сегодня вынуждены идти обходными путями, закупая недостающие запчасти непосредственно у производителей и минуя Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК, входит в состав госкорпорации «Ростех», которая попала под санкции). Грустная ирония всей этой ситуации заключается в том, что в своё время SSJ100 позиционировался как флагман именно отечественного самолётостроения. Хотя с самого начала специалистам было известно, что «Суперджет» едва ли не на треть состоит из импорта. Даже двигатели для него разрабатывали французы. Сегодня, несмотря на все разговоры об импортозамещении, сделать «Суперджет» исключительно российской машиной всё равно не удалось. «Работы ведутся, но нельзя утверждать, что они будут завершены в ближайшее время и позволят устранить зависимость от импортного оборудования, – считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Кроме того, существуют риски, что новый пакет санкций США, если он будет принят, ударит по серийному производству авиатехники, а возможно, и по эксплуатантам этих воздушных судов».
Только вот в «Ростехе» и ОАК отсутствием запчастей, похоже, не очень тяготятся, заявляя, что зарубежные поставщики программы SSJ100 не отказываются от сотрудничества. При этом об импортозамещении в «Ростехе» тоже не забыли, правда, заниматься им планируют весьма странным способом. В частности, недавно в госкорпорации обнародовали планы по созданию Sukhoj SuperJet New. Разработка новой модели обойдётся в 120–130 млрд рублей. Половину этого бюджета планируется потратить на создание отечественного двигателя.
Почему в «Ростехе» не думают о том, чтобы довести до ума «Сухой Суперджет 100»? Не потому ли, что создание нового самолёта позволит «освоить» куда больший бюджет? Кстати, о необходимости доработки SSJ100 в кулуарах не раз заявляли представители «Аэрофлота». Примечательно, что контракт на поставку SSJ100 в «Аэрофлоте» подписывал ещё прежний глава компании Валерий Окулов, которого в 2009 году спешно заменили на Виталия Савельева. По слухам, убрать Окулова из компании пришлось именно из-за его разногласий с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым относительно закупок «сырого» «Сухого».
Татьяна Нижегородская
По материалам: “Наша Версия”