«Титаник» Датского королевства

В 1959 году во время первого рейса столкнулось с айсбергом датское грузопассажирское судно

В этой истории поражает полная аналогия с гибелью знаменитого «Титаника». Новое, только что построенное судно, о котором говорили, что оно не боится льдов. Первый рейс, нежелание капитана скорректировать расписание из-за плохих погодных условий. И как следствие, столкновение с льдиной. Результат ещё более страшный, чем при катастрофе «Титаника» – погибли все пассажиры и члены экипажа.

В этой статье мы расскажем о первом и последнем рейсе датского грузопассажирского судна ледового класса «Ханс Хеттофт».

Дания и Гренландия

Мало кто знает, но Королевство Дания, как и многие европейские страны, была колониальной державой. Под Датской короной находились такие экзотические места, как Датская Гвинея (датское поселение на Золотом Берегу, сейчас Гана), Новая Дания (Никобарские острова, сейчас Индия), Датская Индия (Серампор, Транкебар — сейчас Индия). В Западном полушарии у королевства под контролем находились Датские Виргинские острова и Гренландия. Колонии в Азии и Африке у Дании отобрали, а Датские Виргинские острова под угрозой захвата Дания была вынуждена продать в 1917 году США.

Во время Первой мировой войны США набрали экономическую и военную мощь, и маленькой Дании ничего не оставалось, как уступить свою предпоследнюю колонию. Оставалась Гренландия. Огромный покрытый льдами остров по большому счету никому был не нужен, поэтому он оставался под властью датской короны. Хотя и тут не обошлось без завистливых соседей. В 1931–1933 годах Королевство Норвегия оккупировала часть Гренландии и основала там свою колонию «Земля Эрика Рыжего». Норвегии тоже хотелось быть колониальной державой. От войны две маленькие скандинавские страны спасла Лига Наций – международная организация, работавшая в 20–30-х годах ХХ века, предшественник Организации Объединенных Наций. Решением Всемирного Суда Лиги Наций территория самопровозглашенной норвежской колонии была возвращена Дании. В наше время Гренландия – автономная территория, входящая в Королевство Дания.

«Ханс Хеттофт»

Гренландия и Дания находятся друг от друга на большом расстоянии. Сообщение возможно только по морю. В летний период связь поддерживалась двумя способами. Во-первых, регулярно ходили специальные грузопассажирские суда, работающие по контракту с правительством страны, а во-вторых, в водах Гренландии несли (и несут до сих пор) постоянное патрулирование корабли охраны рыболовства (в наше время корабли береговой охраны) королевского флота Дании.

После окончания Второй мировой войны правительство Дании приняло решение о круглогодичных рейсах в Гренландию. Необходимо было судно, способное в зимних условиях поддерживать регулярное сообщение с островом. Что интересно, в Дании только один политик выступил против этой идеи – член парламента Дании от Гренландии, коренной житель острова Ауго Линг. Его аргументами были – в зимний период коренные жители практически не ездила в метрополию, и из-за этого эксплуатация такого судна не окупится. Кроме этого, зимнее плавание у берегов Гренландии весьма опасно. Но его голос против строительства был единственным.

Фото: wikipedia/U.S. Coast Guard

Исходя из задачи, необходимо было построить грузопассажирское судно усиленного ледового класса. Заказ достался известной датской судостроительной компании «Бурмейстер и Вайн». Кстати, на верфях этой компании были построены и многочисленные суда для СССР, в том числе и «Челюскин». Длина нового судна была 86 метров, водоизмещение 2 300 тонн. Оно могло взять на борт 60 пассажиров. По каким-то причинам корпус сделали клепанным, а не сварным, хотя технологией сварки верфь к тому времени уже обладала. Судно имело усиленный ледовый класс. Будущий грузопассажирский лайнер назвали в честь бывшего Премьер-министра Дании Ханса Хеттофта. В прессе, как и «Титаник», его называли непотопляемым судном. Двойное дно, многочисленные водонепроницаемые переборки, толщина бортов – всё это предполагало его успешную эксплуатацию на сложном северном маршруте.

С «Ханс Хеттофтом» – MS «Hans Hedtoft» – был связан скандал небольшой скандал. Дело в том, что по приказу Министерства обороны Дании было предписано вооружить «Ханс Хеттофт» тремя 40-мм зенитными автоматами «Бофорс». Так как первоначальный проект предусматривал постройку судна без вооружения, то пришлось дополнительно усиливать конструкцию корпуса в местах установки орудий, а также оборудовать помещения для снарядов. При проведении испытаний судна орудия стояли на своих штатных местах и были испытаны. После передачи «Ханса Хеттофта» заказчику орудия были демонтированы. Парламент страны возмутился, что Министерство обороны вооружило теплоход без его, Парламента, разрешения. Теплоход был передан заказчику 17 декабря 1958 года.

Первый и последний рейс

Новенький грузопассажирский лайнер вышел в свой первый рейс 8 января 1959 года. Его торжественно провожал весь Копенгаген. В речах часто звучало слово «непотопляемый». Не менее торжественно была организована встреча в порту Готхоб – столице Гренландии, конечном пункте маршрута. Для Гренландии прибытие такого судна значило многое – теперь на материк можно было, в случае необходимости, добраться и зимой. На «Хансе Хеттофте» проводились экскурсии для местных жителей. Судно готовилось в обратный рейс. На борту находились 55 пассажиров, в том числе 19 женщин и 6 детей, груз на Копенгаген был уложен в трюме теплохода. По иронии судьбы, одним из пассажиров «Ханса Хеттофта» был Ауго Линг – то самый депутат датского парламента, который один голосовал против строительства теплохода. Он сопровождал груз музейных экспонатов и архивных материалов об истории Гренландии.

MS Hans Hedtoft
MS Hans Hedtoft. Фото: https://en.wikipedia.org

В начале статьи мы говорили о почти полном совпадении обстоятельств гибели «Титаника» и «Ханса Хеттофта». Перед выходом в обратный рейс погода стремительно ухудшилась. Но капитан Рауее Рамуссен и слышать не хотел о задержке выхода в море, пока не наладится погода. Его беспокоило только одно – репутация судоходной компании пострадает, если «Ханс Хеттофт» выйдет в море с задержкой и сорвет расписание. В 1912 году капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит тоже принял решение – несмотря на айсберги, не снижать скорость, чтобы уложиться в расписание. Рауее Рамуссен был опытным капитаном, и прекрасно отдавал себе отчет в том, что плавание полярной ночью во льдах опасно, а в штормовую погоду смертельно опасно. Он в точности повторил ошибку капитана Смита. «Ханс Хеттофт» шел среди льдов на своей обычной скорости. Но через некоторое время погода заставила всё-таки капитана сбавить ход – необходимо было обходить льдины и айсберги.

Первый сигнал SOS радист «Ханса Хеттофта» дал в эфир в 11-54 30 января 1959 года. Он передал координаты судна и сообщил, что теплоход столкнулся с айсбергом. Столкновение произошло в 56 км южнее мыса Фарвель – это южная оконечность Гренландии. Ближайшим к «Хансу Хеттофту» оказался американский корабль Береговой охраны «Кэмпбелл» USCGC “Campbell” WPG-32. Он немедленно пошел на помощь датскому лайнеру, но расстояние между ними было 300 морских миль – около 555 км. Сигнал бедствия приняли еще несколько судов, но все они были достаточно далеко – в этой части Атлантического океана зимой ходят немногие суда. В 12-30 радист сообщил о серьезных повреждениях и о воде в машинном отделении. В 12-42 – о крене судна и обледенении.

К месту аварии спешил рыболовецкий траулер ФРГ «Johannes Krüss» “Иоханесс Круэсс” из Бременхафена. Его радист запрашивал, спустили ли они спасательные шлюпки. Этот вопрос был важен, так как спасатели должны были понимать, что они будут искать в условиях полярной ночи – шлюпки на воде, или всё-таки не затонувшее судно. На вопрос радист «Ханса Хеттофта» не ответил. Сообщил только, что на борту находятся 95 человек – 55 пассажиров и 40 членов экипажа.

В 15-10 радист теплохода последний раз вышел на связь: “Больше держаться невозможно! Прекращаем работу! SOS! SOS!”. Когда суда дошли до места столкновения, отметка «Ханса Хеттофта» на их локаторах исчезла – теплоход ушел под воду. Поиски продолжались до тех пор, пока шторм и обледенение не стало угрожать судам, пришедшим на помощь. В процессе поиска с “Иоханесс Круэсс” смыло двух рыбаков. Их чудом затащили обратно на борт траулера. Суда вынуждены были покинуть район катастрофы. Когда шторм немного стих, в небо подняли базовые патрульные самолеты. Их поиск тоже не дал никаких результатов. Поисковая операция продолжалась неделю. 7 февраля поиски были прекращены. Море не любит «непотопляемые» суда и самоуверенных капитанов.

В Гренландии объявили траур. Через 9 месяцев на побережье одного из островов обнаружили спасательный круг с «Ханса Хеттофта». Это был единственный предмет с погибшего судна. На его борту находились приходские метрические книги из приходов Гренландии, которые были отправлены для передачи в архивы Дании, что стало большой потерей для гренландской генеалогии.

Все исторические ценности, сопровождаемые Ауго Лингом, погибли вместе с судном. Вторая часть коллекции, которая осталась в Готхобе, сгорела во время пожара в краеведческом музее в 1968 году.

Заключение

Гибель «Ханса Хеттофта» показала, что за 47 лет с момента гибели «Титаника» позиция судоходных компаний не изменилась – невзирая на погодные условия, расписание нарушать нельзя, иначе пострадает репутация судоходной компании.

«Ханс Хеттофт» был последним судном, погибшим в результате столкновения с айсбергом. Остаётся надеяться, что судовладельцы изменили своё мнение. Да и техническое оснащение судов позволяет безопасно осуществлять судоходство в полярных широтах.

30 января 2005 года Королева Дании Маргарете открыла в Копенгагене памятник погибшим на «Хансе Хеттофте».

Андрей Максимов

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Глава ВОЗ предупредил о грядущих новых проблемах вокруг коронавируса

Далее

Яблоки оказались эффективными при борьбе с лишним весом

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru