Рекламные трюки на вашем желудке

В России легче подделать сертификат, чем наладить производство качественных продуктов питания

О вреде генно-модифицированных продуктов покупатель уже наслышан, а потому ищет на магазинных полках товары натуральные. Как их определить? Методом проб и ошибок на собственном желудке – вредно и дорого. Спросить продавца – так он не заинтересован раскрывать правду покупателю. Помочь в мире индустриальной гастрономии могут только правильно поставленные маркеры.

Год назад СМИ уже предупреждали потребителей о том, что слова типа «био» и «эко» по сути дела ничего не значат. Это рекламный трюк, призванный привлечь любителя настоящего кефира, сметаны, сыра и других продуктов, где натуральные ингридиенты при изготовлении часто заменяют дешевыми генно-модифицированными.

Внимательный покупатель стал держать ориентир на слово «органик». Именно органическая продукция – синоним слову натуральный. Так, по крайней мере, должно было стать с начала 2020 года, когда вступил в действие федеральный закон №280 «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Об этом уже сообщали «Новые Ведомости».

Статья 7 названного закона так и определяет: «Производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации».

Надо сказать, что некоторые предприятия, занятые в сфере производства экологически чистых продуктов питания, ответственно подошли к правилам игры. То есть сначала доводят качество своих продуктов до нужных стандартов, потом передают их на проверку и в случае положительного решения начинают маркировать. Однако, гораздо больше нашлось таких, кто направил свои усилия не на повышение качества производимых товаров, а на обходные пути-лазейки. Лицемерная самоуверенность в том, что потребителю всё сойдет, лишь бы дешево и съедобно, привела их к организациям, готовым выдать вожделенный документ – сертификат качества на органическую продукцию – просто за уплату определенной суммы денег. Ценник за эти, мягко говоря, сомнительные услуги  начинался с 12 тысяч рублей, то есть с суммы, которую способен заплатить всякий недобросовестный предприниматель.

Особенно заметен крен стал с середины прошлого года: возросла недобросовестная конкуренция между настоящими производителями органических продуктов питания и «декларативными». Эта ситуация поставила под удар саму идею экологической чистоты в производстве продуктов питания.

Контрольные закупки на российских полках, о которых становится известно прессе, раз от раза приводят к неутешительному результату: до 80% продукции с отметками «эко», «био», «органик» и «organic» в действительности ничего общего с органической продукцией не имеют. Специалисты Роскачества обращают наше внимание и на то, что во время проверок импортная продукция лишь в 3% случаев не соответствовала стандартам органики.  Обидно становится за отечественных аграриев.

Как же так получилось?!

Ответ на злободневный вопрос наш корреспондент нашел в офисе Национального органического союза. Проблема – в отсутствии честности и ответственного подхода, в российских условиях это, видимо, возможно только при строгом государственном контроле. В иных случаях если можно, то правила игры нарушаются.

Буйным цветом расцветают фирмы, одаривающие сельхозпроизводителей «нужными» сертификатами. Бывает, что и права у них такого нет, а печатают красивые бумажки, потому что ответственность за подобные действия в законе не прописана.

Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко рассказывает, что Роспотребнадзор и Россельхознадзор до сих пор спорят между собой, кто будет контролировать соблюдение норм нового закона. Минсельхоз России никак не может определить орган, который должен этим заниматься, и каким образом это должно происходить. В итоге механизма защиты потребителя и ответственного производителя на сегодня просто нет. Торговые сети как заинтересованные лица – им же держать ответ перед покупателем – пытаются организовать эту работу самостоятельно, но это не так эффективно, как госконтроль.

Подделки можно встретить даже в таких ответственно работающих с покупателем сетях как «Пятерочка» и «Магнит». Рано или поздно вкусовые качества продукта будут ясны потребителю, желудок не проведешь, и человек вместо удовлетворения почувствует глубокое разочарование в отечественном агропроме. Ничего в нем поменять невозможно. Национальный органический союз уже принимает многочисленные жалобы от участников рынка и частных дегустаторов, но что делать, как противостоять наплыву фальсификатов, пока не совсем ясно. Если конкретно, то, как сообщили в Национальном органическом союзе, по жалобам потребителей проверили капусту кудрявую «Кейл», водку «Чистая природа Мягкая» (Pure Nature Mild), яйцо столовое «Органика», и пришели к выводу, что маркировать их надписью «Органик» нельзя, потому как ни одна из названных фирм не имеет соответствующего сертификата.

Среди пользователей сомнительных сертификатов есть и такие, кто наивно верит в соответствие своих товаров современным условиям по качеству. Когда им предлагают дешевый и доступный документ, они, не задумываясь, покупают его. В результате нарушаются правила игры, установленные новым законом на рынке, и окончательно падает вера потребителя в маркировку.

Среди фирм, предлагающих подобные сертификаты, называют «СК-Сертификат», «Все ТР ТС», «Благотест», «ТехПромСерт», «Сертификация Плюс», «Полотест», «ПромТехСтандарт», «Уфатест», «Роспромстандарт», «Святобор» и другие. Эксперты отмечают, что таких компаний в разы больше, чем аккредитованных в соответствии с законом.

Николай Разумов

Ранее

Ограбление с украинским акцентом

Далее

Как поссорились Кук и Цукерберг. И чем нам всем грозит этот конфликт

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru