Шувалов заявил о «переосмыслении» экономики из-за пандемии COVID-19

Для обеспечения роста экономик после пандемии банкам развития стран БРИКС нужно наращивать сотрудничество в здравоохранении, развитии «умных» городов, «зеленой» экономике, уверен глава ВЭБ.РФ

Оперативные антикризисные меры правительств государств группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) помогли избежать глубокого снижения экономик пятерки, но для обеспечения роста банкам развития стран пятерки нужно выйти на новый уровень взаимодействия, уверен председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Об этом он написал в статье для РБК. Корпорация вместе с институтами развития других стран БРИКС входят в Механизм межбанковского сотрудничества (ММС) форума.

По подсчетам МВФ, в 2020 году пандемия обошлась миру в $28 трлн. «В 2021 году эта цифра, без сомнения, только вырастет. Потерь не удалось избежать ни одной экономике, включая экономики форума БРИКС. Снижение ВВП по итогам года показали практически все страны, кроме Китая», — указывает Шувалов.

В прошлом году в рамках реализации мер по поддержке экономики ВЭБ.РФ выдал коммерческим банкам гарантии на сумму 500,4 млрд руб. ($6,7 млрд). Помощь государствам БРИКС оказал и Новый банк развития (НБР), начавший работу в 2016 году. В прошлом и этом году странам БРИКС банк выделит средства в объеме $10 млрд на борьбу с пандемией и ее последствиями, указывает Шувалов. Ранее банк сообщал, что по эквиваленту $1 млрд получат Россия, Бразилия и Индия.

Но для устойчивого и инклюзивного развития стран форума БРИКС нужно усилить координацию инвестиционных политик и обмен опытом и сконцентрироваться на нескольких ключевых направлениях: на сотрудничестве в здравоохранении, развитии «умных» городов и новых городских технологий, а также внедрении принципов «зеленой» экономики и ответственного финансирования, уверен Шувалов, возглавляющий ВЭБ.РФ с 2018 года.

В области здравоохранения ММС при поддержке Нового банка развития могли бы способствовать созданию центра медицинских компетенций стран-членов БРИКС, задачей которого было бы оценивать текущие риски, связанные со здоровьем граждан стран, центр мог бы регулярно собирать и обнародовать общедоступные результаты исследований и тестирований. Он также мог бы способствовать ускорению сертификации и распространения в государствах БРИКС вакцин, произведенных странами — членами пятерки.

Странам также следовало бы усилить координацию в сфере обмена опытом по финансированию в странах БРИКС «умных» городов и внедрения «городских технологий», то есть сервисов, способствующих улучшению обслуживания населения и бизнеса и повышению устойчивости городской экономики, продолжает Шувалов. Эти задачи стали актуальны в условиях пандемии, которая ударила сильнее всего по экономикам городов. При этом одновременно проявились и положительные эффекты: резко ускорилась цифровизация услуг, которая продолжится и после окончания кризиса, объясняет он.

Игорь Шувалов
Игорь Шувалов (Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС)

По мнению Шувалова, «восстанавливающаяся экономика должна быть построена на новых, более устойчивых и справедливых принципах». Осознание этого уже привело к подъему во всем мире движения build back better, в основе которого лежит требование перехода к «зеленой» экономике и ответственному ведению бизнеса, указывает он. По этому направлению институты развития БРИКС уже начали работать: в ноябре прошлого года они подписали принципы ответственного финансирования ММС БРИКС, среди них — обязательство интегрировать в оценку проектов анализ экологических, социальных и экономических последствий для местных сообществ.

БРИКС как форум стран был учрежден в 2006 году на Петербургском экономическом форуме. Но саму концепцию объединения Бразилии, Индии, Китая и России (изначально ЮАР в группу не входила) сформулировал экономист Джим О`Нил в 2001 году. В статье в честь скорого 20-летия своей концепции он пишет, что второе десятилетие пятерки стало не столь успешным, как первое. Экономики Бразилии и России после роста в период до 2010 года начали сокращаться, и теперь их вклад в глобальный ВВП составляет столько же, сколько в 2001 году. Экономика Индии, хотя и стала пятой в мире в номинальном выражении, также переживала нелегкие годы. Только Китай может похвастаться успехами во вторую десятилетку, пишет О`Нил. Номинальный ВВП Китая больше $15 трлн, экономика страны увеличилась в 15 раз по сравнению с 2001 годом, стала в три раза больше экономики Германии и Японии и в пять раз больше Великобритании и Индии. Однако, указывает эксперт, несмотря на разочаровывающее десятилетие для Бразилии и России, все же возможно, что БРИКС в следующем поколении сможет стать столь же весомым экономическим объединением, как «большая семерка» (в которую входят США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия). Однако такое развитие возможно, если международная торговля, инвестиции и финансовые потоки между странами БРИКС и остальным миром сохранятся, указывает О`Нил. Однако отношения между Западом (США и Европой) и Китаем с Россией очень напряжены, что может создать трудности для развития БРИКС, указывает эксперт.

Как страны БРИКС проходят пандемию

Бразилия — второй после США рекордсмен по числу заболевших и умерших в ходе пандемии. В стране зафиксировано 12,9 млн случаев заражения и 331 тыс. смертельных исходов (по данным Университета Джонса Хопкинса).

Индия на третьем месте в мире по числу выявленных случаев заражения — 12,5 млн, скончались 165 тыс. человек.

В России за время пандемии было выявлено около 4,6 млн заболевших, скончались 100 тыс. человек.

В ЮАР — 1,5 млн человек, почти 53 тыс. скончались.

В Китае, по данным Университета Джонса Хопкинса, 101 тыс. выявленных случаев и 4,8 тыс. смертельных исходов.

Полина Химшиашвили

По материалам: “РБК”

Ранее

Экс-глава Merlion попросил СК вернуть под стражу совладельцев компании

Далее

Доля иностранцев в госдолге России упала до уровня шестилетней давности

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru