Российский МИД опубликовал программу цифровой трансформации работы ведомства. У россиян за рубежом должна расшириться возможность подачи онлайн-заявлений на загранпаспорт, архивы министерства будут частично оцифрованы
Как МИД планирует усилить цифровую составляющую
В 2021–2023 годах Министерство иностранных дел России планирует потратить на цифровую трансформацию работы ведомства 2,3 млрд руб. Это следует из утвержденного и опубликованного на сайте Федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ) приказа. В 2021 году на цифровизацию планируется потратить 775 млн руб., в 2022-м — 782 млн, в 2023-м — 792 млн руб.
Главная статья расходов в рамках цифровизации — повышение уровня надежности и безопасности информационных систем МИДа и повышение их технологической независимости от иностранных государств. На эти цели за три года планируется потратить 2,2 млрд руб. Еще свыше 100 млн руб. пойдет на повышение удовлетворенности российских граждан цифровыми услугами ведомства, остальные 5 млн руб. — на снижение издержек госуправления.
Как и планы других российских ведомств, в программе МИДа два сценария — базовый и развития (более амбициозный). По базовому сценарию к 2023 году 83% бюджета МИДа на закупку программного обеспечения и платформ должны тратиться на отечественную продукцию (в 2020 году тратилось 80%), по сценарию развития в 2023 году этот показатель должен достигнуть 90%. Как отмечал два года назад в интервью изданию TAdviser занимавший тогда пост директора департамента информационного обеспечения МИДа Михаил Афанасьев, ведомство с 2004 года ведет программу импортозамещения и использует защищенное программное обеспечение линейки «Циркон», разработанной в России.
Программа также предусматривает стимулирование роста электронного документооборота, модернизацию ИТ-инфраструктуры ведомства. К 2023 году (по сценарию развития) все сотрудники МИДа должны быть подключены к системе электронного документооборота, а 60% — к общей системе коммуникаций МИДа. Она включает в себя возможность IP-телефонии, аудио- и видеосвязи и рабочих чатов.
Кроме того, ведомство планирует запустить для россиян за границей пилотный проект по оформлению заявлений на выдачу загранпаспортов в электронном виде. Для этого им нужно будет обратиться в структуры МИДа в стране пребывания через Единый портал государственных услуг. Планируется повысить и долю выдаваемых россиянам за рубежом паспортов нового поколения с отпечатком пальца владельца. В документе указано, что по базовому сценарию к 2023 году доля выдаваемых паспортов нового поколения должна достигнуть 50% (в 2020 году она составляла 2%), указано в приказе. По сценарию развития через два года все 100% паспортов, выдаваемых российским гражданам за рубежом, должны быть паспортами нового поколения.
Помимо этого в МИДе займутся дальнейшим развитием приложения «Зарубежный помощник», предназначенного для взаимодействия россиян за границей с министерством. За три года число россиян, выезжающих за рубеж с установленным приложением, по сценарию развития планируется увеличить на 10% по сравнению с 2021 годом. Кроме того, к 2023 году доля сообщений граждан, обработанных специальным чат-ботом, должна достичь отметки 60%.
Наконец, в МИДе будут развивать систему для поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием искусственного интеллекта. Доля обрабатываемых ею сообщений к 2023 году должна составлять 70% (по сценарию развития). РБК направил запрос в МИД о статистике пользования приложения «Зарубежный помощник» и деталях работы системы для внешнеэкономической деятельности.
Согласно постановлению правительства, подписанному в октябре 2020 года, российские ведомства должны разработать программы собственной цифровой трансформации на 2021–2023 годы. В этих документах они должны указывать целевые показатели и конкретные проекты, по которым можно будет оценить эффективность внедрения технологий в работу. Обновлять программы ведомства должны каждый год и указывать в них план мероприятий и необходимый бюджет в двух вариантах: в базовом сценарии и в сценарии развития (в случае нахождения дополнительного финансирования).
Минцифры проводит экспертизу программ и контролирует их исполнение, а правительство использует их при составлении рейтинга цифровой трансформации ведомств. В январе 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил, что более 15% отвечающих за цифровую трансформацию заместителей глав ведомств будут заменены из-за неудовлетворительных результатов работы.
Зачем нужна трансформация
Для МИД цифровая трансформация — это более чем своевременная задача, отмечает в беседе с РБК cтарший эксперт Центра перспективных управленческих решений Олег Шакиров. «Можно вспомнить, как год назад МИД и другие госорганы организовывали возвращение десятков тысяч россиян из-за рубежа после закрытия границ. Этот процесс шел нелегко, в том числе из-за проблем с электронным взаимодействием между ведомствами, и многие решения придумывались на ходу. В недавнем интервью об этом откровенно рассказывал замминистра иностранных дел Олег Сыромолотов, заметив, что до МИДа всеобщая цифровизация пока не дошла», — напоминает эксперт. Эта проблема признается и в самой программе: большинство оказываемых МИДом госуслуг получили низкую оценку с точки зрения цифровой зрелости, поэтому неслучайно МИД ставит задачи не только по совершенствованию внутренних процессов, но и по повышению качества оказания госуслуг гражданам, продолжает эксперт. Для этого предполагается создать чат-бот, который сможет отвечать на разные вопросы, и пользователям не придется самостоятельно искать информацию по сайту министерства. «Большая часть работы носит именно внутренний характер: это обеспечение работы с электронным документами, создание новой системы коммуникаций внутри системы МИДа и так далее», — замечает Шакиров.
МИД многих стран оцифровывают госуслуги, внутренние процессы, предоставляют открытые данные. Последняя тенденция — это развитие подразделений, которые занимаются аналитикой данных для внешней политики. В начале прошлого года Госдепартамент США создал Центр аналитики (Center for Analytics), рассказывает Шакиров. Этот центр работает над конкретными проектами вместе с другими подразделениями и в целом повышает уровень компетенций Госдепартамента в области использования данных.
По мнению эксперта, в программе не хватает двух вещей — работы с кадрами и открытости. Для комплексной трансформации необходимо повышение цифровой грамотности широкого круга сотрудников, а повышение открытости помогает дипведомствам рассказывать о своих достижениях (например, в плане оказания международной помощи), а также сотрудничать с бизнесом, исследователями и общественными организациями — в том числе в создании новых цифровых сервисов, пока же в программе указано, что оцифрованные архивы по внешней политике будут прежде всего доступны дипломатам, а для общественности будут опубликованы только отдельные материалы.
Евгений Пудовкин, Владислав Скобелев, Полина Химшиашвили
По материалам: “РБК”