Чтобы простой учитель или доктор из провинции смог купить один метр на Остоженке, ему нужно работать двадцать лет.
Самый грубый подсчет показывает: чтобы «простой» учитель или доктор из провинции смог купить один метр на Остоженке, ему нужно работать два десятка лет
По итогам 2013 года эта элитная улица в Москве вошла в десятку самых дорогих улиц на планете по стоимости жилья. Ее дороговизна теперь признана, можно сказать, официально, и об этом объявлено всему миру. Квартиры здесь продаются по 29 тысяч долларов за 1 квадратный метр. Даже на знаменитой Пятой авеню, самой фешенебельной улице Нью-Йорка, жилье можно купить дешевле, чем на нашей Остоженке. Там квадрат стоит 28 тысяч долларов. На авеню Монтень с ее самыми модными бутиками Парижа еще дешевле — по 26 тысяч долларов за квадратик…
Но равняться есть на кого, цель маячит впереди. Жилье на улицах из первой тройки рейтинга стóит: по 120 тысяч долларов за метр на Поллокс-Пас в Гонконге, по 107 тысяч долларов — на Кенсингтон-Гарденс в Лондоне, по 86 тысяч долларов — на авеню Принцессы Грейс в Монако. Вот наши богачи и стараются догнать ихних.
Риэлторы, работающие на рынке люксового жилья, утверждают, что цены в самых престижных комплексах столицы доходят и до 40–50 тысяч долларов за квадратный метр, а в пентхаусах — и до 60 тысяч долларов.
Так что откуда взялись у международной компании Knight Frank, составляющей рейтинги, эти скромные 29 тысяч на Остоженке — объяснить можно, но согласиться… Эта цена — как средняя температура по больнице.
Следует помнить и о том, что официальная стоимость жилья и ее реальная в нашей стране, — это две большие разницы… Сильно вредит Москве (в смысле тормозит цены) еще и то, что она находится на окраине мирового рынка жилья, иностранцев не привлекает. Они предпочитают обзаводиться недвижимостью в Париже, Лондоне… И каждый крупный военный конфликт или политический кризис (последние по времени примеры — Египет, Сирия) исправно поставляет европейским столицам новых покупателей прежде всего дорогого жилья. Да и господа из России принимают посильное участие в покупках. Вот финские парламентарии даже задумались о том, чтобы запретить гражданам стран, не входящих в Евросоюз, скупать жилье. Не скрывая, что закон этот будет направлен прежде всего против русских! Например, в 2010 году «наши» прикупили в Финляндии 413 объектов жилой недвижимости, в 2011 году — 459… Ну, а сколько россиян владеют жильем в Англии или там Швейцарии и т.д. нам и не узнать никогда. Разве что какой скандал высветит…
Впрочем, ждать симметричного ответа международному империализму долго не придется. Нет сомнения, «наши» свое возьмут! Ведь еще по итогам 2010 года Москва была в рейтинге городов мира с самыми высокими ценами на жилье «всего-то» 16-й, по итогам 2011 года Остоженка перепрыгнула сразу несколько ступенек и оказалась на 13-й. Кстати, тогда впервые 20-е место в рейтинге заняла и вторая наша столица.
…Коллеги-журналисты сразу поспешили откликнуться на победное известие и нарекли Остоженку самой роскошной улицей столицы России. Хотя точности ради ее надо называть просто самой дорогой, а значит еще и самой скандальной, и самой криминальной. Потому что абсолютное большинство россиян твердо уверено: такие деньжища на такие покупки праведным путем не добыть. И как бы ни прятали источники своего благосостояния иные чиновники, тайное, тем не менее, становится явным.
Например, громкая квартирная кража в элитном доме (в него не войти без пропуска, да несколько кордонов охраны, да видеонаблюдение) позволила узнать населению Тверской области о существовании столичной квартиры вице-губернатора Олега Павлова. Откуда в той квартире ценностей почти на миллион, спрашивать не будем. А кража 260 миллионов из бюджета Нижегородской области вывела на столичную квартиру вице-губернатора Валерия Англичанинова, в которую пришли с обыском. Особо следует заметить: деньги те предназначались для переселения нижегородцев из жилья, признанного властями ветхим… Зам. начальника департамента Москвы Сергей Волков выделенную по блату советнику полпреда в ЦФО квартиру на элитной Остоженке втихаря передал любимой теще. За один день провернул оформление всех документов, и в тот же день еще успел и продать квартиру за 46 миллионов рублей…
Ну? Кто-то еще не понял?
Кстати, после подобных публичных разборок цены на квартиры в районе Остоженки могут и упасть, считает специалист. А уж в домике в Молочном переулке точно — засветился… Пристальное внимание к себе привлечет теперь любой его новый жилец, что мало кто себе может позволить. Да и въезжать в «нехорошие» квартиры (ежели их конфискуют и выставят на продажу) вряд ли сразу охотники найдутся…
И наконец, самое главное. Гордиться очень дорогими квартирами и эдаким рейтингом в стране, где миллионы граждан живут в отвратительных условиях, в ветхом и даже аварийном жилье… Без всякой надежды вырваться, хоть чуток улучшить условия своей жизни… Это мерзко, это какое-то извращение в особо циничной форме. По-другому не сказать. Самый грубый подсчет показывает: чтобы «простой» учитель или доктор из провинции (чья польза для сограждан в отличие от чиновников доказательств как раз не требует) смог купить один метр на Остоженке, ему нужно работать два десятка лет.
Да что там провинция. В самой столице — острый дефицит жилья. На одного москвича приходится в среднем 18,7 квадрата. Это меньше даже общероссийского показателя в 22,4 квадратного метра, и тем более меньше, чем в развитых странах. В Германии на одного жителя приходится в среднем 60 квадратных метров жилой площади, в Великобритании — 62, во Франции — 37, в США — 65… В столице в очереди на жилье стоят более 100 тысяч семей! 35 миллионов квадратных метров жилья признано ветхим. А квартиры все дорожают. Не успели при Советской власти получить квартиру — все, забудьте… Забудьте даже те, кого государство обязано наделить жильем, — армейские офицеры, сироты из детдомов…
И это в стране, где только по официальным данным 18 миллионов нищих граждан! Их доход меньше даже микроскопического прожиточного минимума. А мы все знаем, что такое эта официальная статистика, — всегда считалось, что ее надо умножать на два, а то и на три. Исследование ФОМ, кстати, показало: 45 процентов респондентов считают себя бедными. Ни о каком достойном жилье они даже не мечтают — им бы выжить!
Пару лет назал мэр Читы Анатолий Михалев нечаянно вслух помечтал о том, как порешать жилищную проблему разом для всех, кто без определенного места в этой жизни. Самый эффективный способ — отстрел всех бомжей. Это чиновник шутить так изволили…
Ольга КИТОВА
обозреватель «НВ»