Урок географии для российских властей ведет научный обозреватель «НВ» Владимир ГУБАРЕВ
Что происходит в природе? На этот вопрос мы пытаемся ответить, но пока, к сожалению, ничего определенного сказать не можем. Природа расчетам не поддается, постоянно опровергая одно предсказание за другим.
Впрочем, одно из них, судя по всему, сбывается. Оно звучит так: «Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху».
Эти слова прозвучали из уст Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила 20 лет назад в Рио-де-Жанейро.
У нас о той встрече глав государств планеты вспоминать не принято. Во-первых, потому, что ее документы подписывал вице-президент Александр Руцкой (вскоре он был отправлен в тюрьму, а его должность – упразднена), а, во-вторых, «вертикаль власти», созданная в России, не воспринимает и не способна осуществлять те решения, которые были озвучены в Рио-де-Жанейро. («Почему?» – см. процитированное выше высказывание).
В Крымске мы все видели растерянное лицо президента России. Он не понимал, что произошло, и никто из окружающих чиновников, в том числе руководителей МЧС, ответить на вопрос Путина: «Почему такое случилось?», не мог.
Завтра президент будет задавать очередной вопрос по случаю очередной катастрофы, и опять-таки никто ему толком ничего объяснить не сможет. Взять хотя бы нашествие короедов на Подмосковье и окружающие области, где стоят еловые леса. Вернее сказать, стояли, потому что короед наступает столь стремительно, что это уже становится экологическим бедствием.
Даже в новой резиденции Патриарха вынуждены вырубать вековые деревья. Короед уничтожает их десятками, а конца и края бедствию не видно. Там, где раньше был лес и парк, образуется пустота. А все потому, что через лесной массив начали строить мощные заборы, прокладывать коммуникации, канализацию и прочие «дары» цивилизации.
Москва, оказывается, уже тесна для приезжих и депутатов, вот Первопрестольная и разрастается вопреки здравому смыслу. Кстати, в ближайшие месяцы руководство Москвы поручило своим коммунальным службам очищать новые территории от мусора. И они этим будут заниматься до Нового года! Представляете, сколько мусора вывезено в Подмосковье!
И куда это теперь все денется?! Как известно, специальных предприятий по утилизации и переработки мусора нет. Следовательно, будут образовываться новые свалки уже в тех районах, которые не причислены к Москве. Вот уж поистине – «тришкин кафтан»…
В этом году центральным районам Европейской части «повезло». Здесь нет изнуряющей жары, что властвует над Сибирью. Здесь, к счастью, идут дожди и гремят грозы, что спасает от страшных лесных пожаров, которые неизбежны в еловых лесах – они высохли до такой степени, что готовы вспыхнуть моментально и беспощадно. Да, короед в этом случае отступит, сгорит, но вместе с деревнями, что расположены рядом с ельниками.
Нынче термин «стихийное бедствие» популярен, потому что им можно оправдать все – от преступления до невежества. В особенности – последнее.
Жара в Европе, наводнения в Англии, пожары в Сибири, ливни и ураганы на Юге России и в Польше… Почему это происходит?
Как ни странно, но ответ прост и понятен, если обратиться к… географии.
Почему-то считается, что время великих географических открытий уже позади: мол, «все Америки» давно открыты, и географию вместе с географами пора «сдавать в утиль». Потому-то сокращаются часы изучения этого предмета в школах, не пользуются популярностью соответствующие курсы лекций в вузах, а чиновники в своей деятельности (особенно при продаже земель и передаче лесов в аренду) совсем не учитывают ее требования. А ведь именно из-за «географического невежества» получаем мы все «стихийные бедствия» – от климатических изменений до капитуляции перед короедом.
Климатические катастрофы напрямую связаны с изменением в Мировом океане. Поверхность его покрыта нефтяной пленкой, толщина и плотность которой изменяется. А, следовательно, и испарения воды тоже.
Происходит это в тропических районах Земли, где загрязнение океана особенно велико (вспомните, где идут танкеры один за другим), а там рождаются циклоны. Вот и имеем мы то, что имеем, – мощные потоки воды сбрасываются на те районы планеты, где раньше такого не случалось.
Вокруг больших городов (в особенности, рядом с Москвой) вырубаются леса, водоохранные зоны рядом с водохранилищами, реками и озерами ликвидированы – ради этого, собственно, и изменялись лесные, водные и прочие кодексы.
Все делается для того, чтобы ублажить небольшую группку людей, строящих усадьбы, дачи и коттеджи.
И естественно, что сюда сразу же устремляются всевозможные «короеды». Они не щадят никого и ничего, потому что устойчивость экологических систем, создаваемая веками, нарушается.
Восстановить ее после такого вмешательства человека невозможно.
Может, хоть после этого урока географии наши чиновники поймут, наконец, – почему?
Владимир ГУБАРЕВ