Черная жемчужина

«Танцующему» футболисту аплодировал весь мир. Почему он умер в приюте для бездомных?

Кубок Америки по футболу, который стартовал в Бразилии 13 июня 2021 года, — турнир с богатой историей и помнит немало звездных игроков. Один из них — уругваец Хосе Андраде, известный как Черное чудо или Черная жемчужина. Расцвет карьеры полузащитника пришелся на 1920-е годы. Тогда футболист помог сборной Уругвая трижды выиграть титул чемпионов. Он поражал виртуозностью и мастерством, а манера его игры напоминала танец. Несмотря на популярность, после завершения карьеры Андраде не смог найти себя в жизни. В 56 лет он умер от туберкулеза в приюте для бедных. «Лента.ру» в партнерстве с букмекерской компанией Winline разбиралась, чем уругваец заслужил статус великого футболиста и почему его жизнь закончилась так печально.

Забытый талант

Когда говорят об уругвайском футболе, обычно вспоминают Хосе Насасси, Энцо Франческоли, Луиса Суареса. Куда реже называют Хосе Леандро Андраде, и это очень несправедливо. Ведь Андраде — один из лучших игроков в истории не только сборной Уругвая, но и всей Южной Америки. Этот футболист стал первым, кого назвали Черной жемчужиной. Позднее такое же прозвище получили бразилец Пеле и португалец Эйсебио.

Известно еще как минимум два прозвища Андраде — Черное чудо и Музыкант футбола. Их футболисту дала французская пресса.

Хосе родился 1 октября 1901 года в городе Сальто. О его семье сохранилось мало данных, доподлинно известно лишь, что мать Хосе была аргентинкой. Отцу же на момент появления мальчика на свет якобы было уже 98 лет, он был эмигрантом из Бразилии и занимался изучением африканской магии. Эта информация не подтверждена.

С раннего возраста Хосе воспитывала тетя. Она настояла, чтобы он занимался музыкой, и мальчик выучился играть на ударных, скрипке и бубне, иногда подрабатывал на карнавалах, потому что лишних денег в доме не водилось. Порой ради обеда Хосе приходилось заниматься и менее приятными вещами — продавать газеты и чистить обувь.

Хосе Андраде. Фото: Public Domain / Wikimedia

Хотя в то время расовая дискриминация преобладала на большей части Южной Америки, Уругвая это почти не касалось. У чернокожего Андраде не было серьезных проблем — он спокойно учился в школе, а в свободное время гонял мяч с другими детьми. Его талант на поле стал очевиден почти сразу. Мальчик знал о своих способностях и твердо верил, что игра поможет ему выбраться из нищеты. И такая возможность действительно появилась: в 1921 году Хосе попал в первую настоящую команду — «Белья Виста» из Монтевидео. Тогда она играла в третьем дивизионе.

Первые победы

За два года в клубе Хосе вышел на поле в 71 матче и забил 7 мячей. И это при том, что он играл на позиции оборонительного полузащитника, реже — защитника и в своей роли был крайне эффективен. Он выделялся техникой и неординарной манерой ведения: очевидцы рассказывали, что он будто пританцовывал с мячом, и соперники не могли разгадать, каким будет его следующее действие. В итоге Андраде заметили в сборной и в 1923 году включили в состав — сразу на матчи чемпионата Южной Америки (с 1975 года турнир называется Кубок Америки — прим. «Ленты.ру»). Да, игрока из низшей лиги взяли в национальную команду! В начале прошлого века, на заре профессионального футбола, это было возможно.

Уругвайцы принимали тот турнир и стали чемпионами. Они не проиграли ни матча: забили по два безответных мяча Парагваю и Аргентине, победили Бразилию со счетом 2:1. Главной звездой небесно-голубых был Педро Петроне, отличившийся в сумме трижды. При этом Андраде, который появлялся на поле в каждой встрече, обращал на себя не меньшее внимание. Болельщиков поражала его игровая манера.

Хосе Андраде. Фото: Collection Kharbine-Tapabor / Legion-Media

Это был первый шаг Хосе к мировой славе. Следующий он сделал на Олимпиаде-1924, которая проходила в Париже. Сборная Уругвая стала одной из четырех неевропейских команд, получивших возможность соревноваться, и этот шанс небесно-голубые использовали по максимуму. В первом круге со счетом 7:0 было разгромлено Королевство СХС (Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1929 году переименовано в Королевство Югославия — прим. «Ленты.ру»). Дальше были 3:0 с США, 5:1 в четвертьфинале с Францией, 2:1 в полуфинале с Нидерландами и 3:0 в финале со Швейцарией.

Уругвайцы, чье футбольное мастерство до этого было неизвестно большинству соперников, впервые в истории выиграли золото Олимпиады, но турнир оказался примечателен не только этим. Андраде признали лучшим футболистом Игр — прежде ни один чернокожий игрок не то что не удостаивался такой чести, но и вовсе в соревнованиях участия не принимал. Это был важный момент для мирового спорта. «В Европе темнокожих футболистов еще не знали так хорошо, а Андраде поражал своими способностями и какой-то танцевальностью. Он выглядел экзотически в хорошем смысле этого слова», — писали местные газеты. На родине Хосе мгновенно стал героем, особенно в сообществе чернокожих.

Трудно представить себе более сознательную, тактически более завершенную игру. Его сказочным навыкам аплодировали во всем мире. — Оливер Мэйвурм, журналист.

Серьезные перемены

Футболист оказался не готов к славе. У него наконец появились деньги, которые он тратил на алкоголь, проституток и вечеринки в сомнительных компаниях. Уже спустя несколько месяцев такой жизни его карьера оказалась под угрозой — врачи обнаружили у него сифилис. Но тогда спортсмену удалось на время взять себя в руки, начать лечиться и продолжать тренировки. Вопреки прогнозам, он достиг отличных результатов. В итоге Андраде все-таки взяли на второй в его карьере чемпионат Южной Америки.

Хосе Андраде (в верхнем ряду слева) Фото: ullstein bild / Getty Images

История повторилась: победил Уругвай, вновь принимавший турнир. На пути к титулу были разгромлены Чили (5:0) и Парагвай (3:1). Последний матч — против Аргентины — завершился нулевой ничьей, но поскольку победитель определялся количеством очков, небесно-голубые сумели удержать лидерство. Андраде, для которого этот чемпионат был своеобразной проверкой, справился блестяще и доказал, что и в будущем достоин места в национальной команде.

В 1925-м Хосе сменил клуб: из «Белья Висты» перебрался в «Насьональ». В тот год Уругвай не поехал на чемпионат континента, так что у Андраде была возможность всего себя посвятить новой команде. Среди фанатов он сразу же стал любимчиком, но одноклубники отнеслись к нему с настороженностью. О нем говорили как о довольно высокомерном, не слишком приятном партнере.

Возвращение небесно-голубых на чемпионат Южной Америки состоялось в 1926-м. И Андраде в составе, конечно, был, хотя незадолго до старта перенес обострение болезни. На этот раз турнир принимал чилийский Сантьяго, однако уругвайцам смена локации не помешала. Хозяев они обыграли со счетом 3:1, Аргентину — 2:0, Боливию — 6:0, Парагвай — 6:1. Для Хосе эта победа на турнире стала третьей в карьере. Хотя футболист не получил возможности отыграть все матчи полностью, удерживать его в обойме было очень важно, ведь дальше перед сборной Уругвая стояла крайне амбициозная задача: стать лучшей на второй Олимпиаде подряд. Игры проводились в Амстердаме, а в Европе Черную жемчужину помнили и уважали.

Он был чернокожим бедным южноамериканцем. Первым международным футбольным кумиром. — Эдуардо Галеано, писатель.

Чемпион мира

На Олимпиаде небесно-голубые уверенно расправлялись с соперниками. Голландцы, немцы, итальянцы ничего не смогли им противопоставить. Действительно побороться пришлось разве что с альбиселесте в финале, но уругвайцы все же оказались сильнее — 2:1. Андраде был удостоен бронзового мяча — награды для третьего лучшего игрока турнира.

Правда, радость победы Хосе омрачила боль: футболист получил тяжелую травму ноги, которая потребовала долгого лечения и реабилитации. Эта травма ставила под сомнение участие Хосе в домашнем чемпионате мира 1930 года — первом, организованном Международной федерацией футбола (ФИФА). Восстановиться он успел с большим трудом.

Уругвай попал в группу С — к Румынии и Перу — и выиграл оба матча (1:0 и 4:0). В полуфинале были повержены югославы (6:1), а в финале, уже традиционно, — аргентинцы (4:2). Это был прощальный матч для Андраде в составе национальной команды. Здоровье больше не позволяло ему играть так много, да и прежнего желания уже не было.

За карьеру Андраде провел в составе сборной 34 матча и отличился одним голом.

Совсем заканчивать со спортом уругваец, тем не менее, не собирался. Он доиграл сезон за «Насьональ» и перешел в другой столичный гранд — «Пеньяроль». Теперь он появлялся на поле реже обычного, но фанаты всегда особенно его ждали. В 88 матчах хавбек даже забил три мяча. Потом было короткое и не слишком успешное турне в Аргентину, в «Атланту» и «Архентинос Хуниорс», и возвращение в родную «Белья Висту». В 1937-м Андраде окончательно повесил бутсы на гвоздь.

Медали в коробке из-под обуви

После завершения карьеры Андраде на время пропал со всех радаров, хотя предложения тренировать и писать о матчах аналитические статьи поступали ему постоянно. Кроме того, бывшие товарищи по команде предлагали устроить для него благотворительный турнир — на собранные деньги он смог бы поддержать здоровье. Было понятно, что достаточно заработать на футбольной карьере в то время было трудно. Сначала Хосе отказывался, а потом просто перестал отвечать. По слухам, некоторое время в 1939-м он работал уборщиком и сторожем на стадионе, однако подтверждений этого не сохранилось.

Впервые после завершения карьеры уругваец вышел в свет в 1950 году, когда приехал на чемпионат мира в Бразилию в качестве почетного гостя. Выглядел Хосе очень больным. Его племянник Виктор Родригес, один из лидеров уругвайской команды, стал победителем на том мундиале. После завершения турнира Андраде вновь перестал выходить на связь.

Хосе Андраде (в центре). Чемпионат мира-1930. Фото: Schirner Sportfoto / Globallookpress.com

В 1956 году немецкий журналист Фриц Хак решил разыскать легендарного Андраде. Выяснилось, что бывший спортсмен давно живет в подвале в полнейшей антисанитарии и страдает алкоголизмом. Он ослеп на один глаз — то ли из-за сифилиса, то ли из-за травмы, полученной во время матча. Интервью не получилось: уругваец не мог ничего вспомнить, а потом и вовсе отказался разговаривать. Медали его Хак нашел в коробке из-под обуви.

Умер Хосе в октябре 1957 года в приюте для бездомных в Монтевидео. По неподтвержденным данным, причиной смерти стал туберкулез. Хотя в последние годы жизни футболист был всеми забыт, сейчас его имя все чаще появляется в уругвайской прессе: ищут равных ему среди современных уругвайских игроков — и не находят. «Если бы он жил сегодня, вероятно, он имел бы статус Лионеля Месси или Криштиану Роналду», — считают журналисты. А еще уверяют, что без Черной жемчужины те три победы сборной на чемпионате Южной Америки были бы невозможны.

Андрей Стрельцов

По материалам: “Лента.Ру”

Ранее

Ученые выяснили, чем чреват постоянный отказ от завтрака

Далее

«Люди боятся вакцинации»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru