Россияне стали все чаще страховать карты от мошенничества
Спрос на страхование карт и счетов от мошенничества за первые четыре месяца 2021 года вырос в пределах 44% по сравнению с тем же периодом 2020-го. Тенденцию отметили в «Открытии», РСХБ, Росбанке и Совкомбанке. Такая страховка помогает снизить риски мошенничества, но клиент может не получить выплаты из-за широкого перечня исключений из покрытия и большого числа документов, которые нужно предоставить организации в сжатые сроки, предупреждают ЦБ и эксперты. Так, объем страховых премий по таким полисам в 2020 году достиг 9,62 млрд рублей, а размер выплат клиентам составил только 4,27% от этой суммы, сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России.
Карты говорят
С ростом случаев мошенничества банки зафиксировали увеличение спроса на страхование карт и счетов от злоумышленников. В основном такие полисы покрывают интернет-мошенничество, физическое ограбление в течение двух часов после снятия средств в банкомате, потерю карты или кражу данных и подделку документов. Однако далеко не все страховщики компенсируют преступления с использованием социальной инженерии и похищения денег с карт сторонних кредитных организаций.
По последним актуальным данным, объем страховых премий по таким полисам в 2020 году достиг 9,62 млрд рублей, а размер выплат клиентам составил только 4,27% от этой суммы, сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России. Более того, процент отказов по подобным договорам превысил 25,9%. Для сравнения, тот же показатель по страхованию имущества оказался на уровне 5,73%. Это говорит о низком качестве продуктов, покрывающих риски мошенничества с картами и счетами и может быть связано с широким перечнем исключений из покрытия или числом документов, которые клиент должен подать в сжатые сроки, подчеркнули в пресс-службе регулятора. Кроме того, в этом сегменте очень высокие комиссии. Ключевые информационные документы (КИД) с краткой информацией о продукте для лучшего понимания страховки клиентом будут введены в 2022 году.
Наибольшее повышение спроса на такие договоры в этом году отметили в «РСХБ-Страховании», где за первые четыре месяца продали 19 тыс. полисов, что на 44% больше, чем за аналогичный период 2020-го, сообщил заместитель генерального директора компании Андрей Борисович. При этом он отметил связь интереса к страхованию счетов и карт и возраста клиента. Так, наибольшее число полисов оформили россияне старше 55 лет: на них пришлось 30% продаж. На возрастную группу 45–54 года — 15%, на 35–44 лет — 13%, а до 34 — только 12%.
В «Открытии» в 2021 году банковские карты застраховали на 25% больше клиентов, чем в 2020-м, сообщили в пресс-службе организации. А в «Росбанк Страховании» за первые пять месяцев 2021 года рост спроса на такие договоры составил 10% по сравнению с прошлым. При этом за то же время 2020-го число продаж увеличилось на 36% по отношению к предыдущему, рассказала директор по развитию бизнеса компании Ирина Павлова. Наиболее частая причина обращений клиентами за выплатами — мошенничество с использованием социальной инженерии. Злоумышленники выманивают данные карты с CVC-кодом или пароль и логин от личного кабинета, представляясь судебными приставами, службой безопасности или менеджерами банка.
На незаконное списание средств при помощи методов социальной инженерии приходится порядка 97% страховых случаев, согласилась владелец продукта по страхованию средств на картах и счетах Сбербанка Олеся Дунаева. Она отметила, что ежемесячно компания продает около 700 тыс. полисов, страхующих карты и счета клиентов банка, а объем сборов за пять месяцев 2021 года составил примерно 2,4 млрд рублей. При этом спрос на онлайн-оформление подобных продуктов вырос более чем в три раза по сравнению с первым полугодием 2020-го: дистанционно было заключено порядка 37 тыс. договоров.
Управляющий директор Совкомбанка Анна Камбулова также отметила повышение спроса на страховку за последний год. Новые продукты в этой сфере планируют запустить ВТБ и ПСБ. Первый с конца июня позволит страховать не только счета и карты в своем банке, но и во всех других российских кредитных организациях. А до конца года руководитель департамента розничных продуктов и сегментов, старший вице-президент ВТБ Андрей Осипов рассчитывает продать полис десяткам тысяч клиентов. В ПСБ в свою очередь собираются объединить защиту карт со страхованием имущества, а также жизни и здоровья от несчастных случаев, рассказали в пресс-службе компании.
Защита от киберпреступности
В США и Европе страхование от киберпреступлений стало одним из самых популярных видов полисов. Хеджирование подобных рисков пользуется высоким спросом как лучший способ минимизировать потери, объяснил вице-президент ВСС Виктор Дубровин. Однако полисы имеют различное покрытие, поэтому клиентам следует внимательно изучать перечень страховых случаев и исключений перед заключением договора, подчеркнул Виктор Дубровин.
Рост популярности страхования счетов и банковских карт связан с увеличением спроса на кредитные карты, активной помощью финансовых организаций в продаже таких полисов и повышением числа мошенничеств, считает директор страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина. С этим согласен и директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Большинство россиян уже сталкивались со звонками якобы службы поддержки и слышали о незаконных списаниях средств со счетов, при этом средняя сумма потери клиентов банков из-за злоумышленников продолжает расти. А доля возврата финансовыми организациями украденных средств не превышает 11%, сообщил эксперт.
Некоторые договоры покрывают и кражу денег с использованием социальной инженерии. При таком страховом случае клиент должен обратиться в банк и опротестовать проведенную операцию. Тогда отчет о расследовании с датой и временем блокировки карты передается страховщику вместе с документами из органов внутренних дел, выпиской и перечнем лиц, имеющих доступ к карте, рассказала Татьяна Никитина. Других доказательств кражи в основном не требуется. При этом отказы в выплатах могут быть связаны с поздним обращением в банк после преступления, непредоставлением документов или отсутствием события в покрытии полиса. Другая возможная причина отказа — нарушение правил пользованиями картами, например указание на ней ПИН-кода.
Мария Колобова
По материалам: “Известия”