Как отмена массовых мероприятий сказывается на ивент-индустрии России
Третья волна пандемии больно ударила по обретшим надежду игрокам ивент-индустрии. С ростом заболеваемости сообщения об отмене концертов и фестивалей стали поступать одно за другим. Организаторы мероприятий жалуются на миллионные убытки и говорят, что отрасль «бьется в конвульсиях». Журнал «Компания» поговорил с некоторыми из них и узнал, как они справляются с кризисной ситуацией.
«Дикая мята»
Самая громкая история за последнее время произошла с «Дикой мятой», одним из крупнейших музыкальных фестивалей в России. Он проводится ежегодно начиная с 2008 года. В этот раз мероприятие должно было пройти в Тульской области с 18 по 20 июня. На нем планировали выступить The Hatters, IOWA, «Несчастный случай» и еще более 40 исполнителей.
Об отмене «Дикой мяты» стало известно меньше чем за сутки до старта. В полночь 18 июня организаторы разместили в Facebook указ главы Тульской области, рассказав, что все массовые мероприятия в регионе отменены. «Если вы еще не выехали на фестиваль — не приезжайте», — попросили организаторы и занялись сбором экстренного штаба для решения возникших проблем.
В 2020 году «Дикую мяту» тоже переносили. Тогда организаторы приняли это решение, чтобы не рисковать здоровьем людей. Перенос обошелся им в 18 млн рублей, но организаторы были уверены, что в 2021-м возместят ущерб и выйдут в ноль. Однако третья волна внесла в их планы свои коррективы — с новой отменой сумма долга выросла до 96 млн рублей.
В сложившейся ситуации «Дикая мята» получила колоссальную поддержку. Вернуть деньги из-за переноса фестиваля попросили лишь 10% зрителей (деньги всех зрителей в сумме долга составили 57 млн рублей). Многие музыканты согласились выступить в 2022 году с гонораром в 1 рубль, а часть артистов, не дожидаясь следующего года, решили дать стрим-концерты и перевести средства организаторам.
Поддержать фестиваль вызвались и партнеры «Дикой мяты». Многие из них не стали предъявлять финансовых претензий к организаторам. «Письма о поддержке от партнеров приходят ежедневно», — рассказала «Компании» PR-менеджер «Дикой мяты» Карина Вершинина. Их, например, прислали планировавшая проводить ПЦР-тесты компания «МедиСав» и производитель бытовой техники Haier.
Тинькофф Банк создал отмененному фестивалю платформу для сбора донатов. За две недели на ней было собрано 2,5 млн рублей. Что касается будущего фестиваля, то его в «Дикой мяте» прогнозировать не берутся. «Нужно разобраться с ситуацией, решить все важные вопросы по билетам, и там уже будет понятно, как действовать дальше», — сказала Вершинина.
Среди партнеров, отказавшихся от претензий к «Дикой мяте», оказался российский производитель фильтров для воды «Барьер». Компания давно сотрудничает с фестивалем и устанавливает на месте его проведения питьевые фонтанчики, бесплатные душевые и комнаты для матерей с детьми. В этот раз «Барьер» также смонтировал шатер в стиле лаунж-зоны, где все желающие могли выпить безалкогольные коктейли и получить подарки от компании.
«Подобные новости всегда шок. ‘‘Барьер’’ был в 100%-ной готовности, все оборудование было установлено и отлажено. Абсолютно весь персонал уже днем 17 июня был на месте», — рассказала «Компании» директор по маркетингу «Барьера» Мария Кулешова.
По ее словам, компания понесла дополнительные расходы за демонтаж и логистику установленных конструкций и оборудования. «Барьер» пытался минимизировать потери, однако полностью избежать их не представлялось возможным.
«Мы, так же как и фестиваль, находились на пике трат. Тем не менее организаторы фестиваля — наши давние партнеры, и, понимая всю сложность ситуации, мы не имеем никаких претензий к фестивалю», — сказала она.
Ural Music Night
Вслед за «Дикой мятой» отменился крупнейший фестиваль на Урале Ural Music Night (UMN). Он должен был состояться в Свердловской области 25 июня. Мероприятие планировалось провести на 100 сценических площадках по всему Екатеринбургу. Зрителей обещали снабдить масками, санитайзерами и даже организовали для них четыре пункта вакцинации, которые работали бы прямо во время концертов.
Ural Music Night — международный фестиваль. В допандемийный 2018 год его посетили 2000 музыкантов из 20 стран мира. В этот раз на фестиваль пришло свыше 2,5 тысячи заявок. На сайте UMN были заявлены десятки групп, вход на мероприятие свободный.
«Фестиваль был готов. Мне кажется, что настолько готовым он не был практически никогда», — рассказала «Компании» исполнительный директор UMN Наталия Шмелькова. По ее словам, 25 июня в Екатеринбург должно было приехать порядка 18 тысяч человек. Часть из них ехали организованными автобусными турами.
Стоимость проведения UMN Шмелькова оценила в 110 млн рублей. Из них 40 млн — это президентский грант, а остальное — средства партнеров. Больше всего денег ушло на аренду оборудования (конструкций для сцен, светомузыки). На втором месте оказались гонорары хедлайнеров, их перелет в Екатеринбург и проживание. При этом молодые музыканты оплачивают себе дорогу, проживание и питание сами.
Узнав об отмене UMN, организаторы начали собирать информацию по авиабилетам у музыкантов. Переговоры с перевозчиками о переносе или заморозке билетов на новые (пока неопределенные) даты продолжаются до сих пор. «Чтобы попасть на фестиваль в этом году, многие музыканты копили деньги, занимали, играли на улице, работали, а кто-то даже брал кредит. Сейчас они потеряли и деньги, и возможность сыграть перед публикой, поэтому финансовая поддержка им необходима как никогда», — сказала Шмелькова.
В настоящий момент команда UMN ведет переговоры о новой дате фестиваля. Возможно, повторится прошлогодний сценарий, когда с теплой июньской ночи мероприятие перенесли на прохладную осеннюю. «Перенос мероприятий в прошлом году дался команде менее болезненно, чем в этом. В 2020 году об изменении планов оргкомитет узнал за два месяца, поэтому смог подстроиться и запустить альтернативные онлайн-проекты, а затем все-таки провести фестиваль целиком», — поделились организаторы UMN.
Поддержать мероприятие и артистов можно через систему донатов на сайте. Также можно купить мерч (футболки с символикой фестиваля или вино, выпущенное в коллаборации с Chateau Tamagne).
Park Live
Не менее значимым событием для любителей музыки является фестиваль Park Live. Он ежегодно проводится в Москве с 2013 года. На него традиционно съезжаются именитые зарубежные исполнители. Так, в разные годы его хедлайнерами становились Red Hot Chili Peppers, Muse, The Killers и System of a Down.
Международный уровень мероприятия, по сути, и стал причиной его отмены. Артисты, которые должны были приехать в Москву в июле, столкнулись со сложностями еще у себя дома. «Регулярное авиасообщение не налажено, артисты не могут получить российские визы, по состоянию на сегодняшний день некоторые из стран вообще нельзя покинуть без уважительной причины, а для артистов из Британии по-прежнему необходим карантин», — объясняли организаторы.
В результате было принято решение перенести фестиваль второй раз подряд, теперь на 2022 год. Чтобы успокоить фанатов, организаторы тут же анонсировали выступления некоторых артистов — My Chemical Romance, Placebo, Gorillaz и еще нескольких групп. Даты проведения фестиваля в очередной раз поменялись: в 2020-м он должен был длиться неделю (11–19 июля), в 2021-м — два уик-энда (8–11 июля и 15–18 июля), а в 2022-м пройдет в семь дней при интервале между первым и последним концертом в месяц.
Несмотря на уровень мероприятия, история с Park Live оказалась не такой доброй, как в случае с «Дикой мятой». Организаторы фестиваля не стали предлагать зрителям возврата денег, действие билетов просто продлили на 2022 год. Из-за этого команда Park Live столкнулась с волной хейта в соцсетях: кто-то оказался недоволен сменой состава артистов, а кто-то — переносом дат и невозможностью вернуть деньги.
Журнал «Компания» обратился к организаторам мероприятия, чтобы прояснить ситуацию, узнать об их убытках и о том, как они справляются с кризисной ситуацией. «Мы не комментируем перенос Park Live», — ответила Ксения Шаповалова, PR-директор организующего фестиваль агентства «Мельница».
«Усадьба Jazz»
Похожая судьба ждала и другой международный фестиваль — «Усадьба Jazz». Он был перенесен еще с весны 2020 года и должен был пройти в подмосковной усадьбе Архангельское. 15 июня организаторы «Усадьбы Jazz» сообщили, что в этот раз фестиваль снова не состоится, и перенесли его на 2022 год. Спустя несколько часов в Подмосковье на месяц запретили массовые мероприятия.
«В настоящий момент мы не только не можем привезти иностранных артистов, но и в целом не можем гарантировать, что даже подготовленный фестиваль не будет отменен в последний момент», — сообщили организаторы. Они признались, что были готовы запустить работу над фестивалем, но ее ограничил ряд независящих от них обстоятельств.
На запрос «Компании» организаторы фестиваля не ответили, а подсчитать самостоятельно их убытки практически невозможно. Тем не менее известно, что билеты продавались по цене от 3500 до 12 000 рублей. Ежегодно число зрителей «Усадьбы Jazz» превышает 40 тысяч человек. Вернуть деньги за билеты людям не предложили, а лишь продлили их действие до 2022 года.
«Отрасль бьется в конвульсиях»
После череды громких отмен терпение представителей отрасли лопнуло. В июле Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ) попросила премьер-министра Михаила Мишустина не запрещать проведение массовых культурных событий.
«Событийная отрасль, входящая в состав креативных индустрий, сейчас бьется в конвульсиях. По всей стране в последний момент отменяются концерты, выставки, ярмарки, согласованные соответствующими подразделениями Роспотребнадзора и локальными властями в регионах, оставляя их организаторов в непомерных долгах. Это серьезно накаляет негативную обстановку в профессиональном сообществе и обществе в целом», — цитирует письмо «Коммерсант».
По данным НАОМ, все коммерческие мероприятия, которые должны были состояться в июле и августе, либо отменены, либо перенесены на осень. При этом организаторы, равно как и заказчики не готовы брать на себя финансовые риски в случае повторной смены планов.
«Лучше всего себя чувствуют, как это ни странно, агентства в регионах, которые традиционно много занимались частными мероприятиями. Кто-то вместо праздничных событий стал проводить похороны», — рассказала президент НАОМ Юлия Жоля.
В более сложной ситуации оказались те, кто работает с корпоративными заказчиками. Многие компании в 2021 году не стали закладывать в бюджет проведение мероприятий. В упадке находятся и организаторы событий с открытой продажей билетов. Так, обороты организаторов концертов сократились на 90%, подсчитали в НОАМ.
Тяжелое положение отрасли подтвердил Алексей Полихун, управляющий партнер «Концертной Компании КИТ». Она занимается выстраиванием гастролей и букингом артистов для мероприятий. «Я общаюсь с организаторами из самых разных регионов России и стран СНГ. Второй год убытков выдерживают не все, и настроения в нашей сфере тяжелые», — сказал «Компании» эксперт и признал, что свыше 40% мероприятий, которые должны были состояться у компании в июне и начале июля 2021 года, находятся в процессе переноса.
Сейчас игроки рынка обсуждают внедрение QR-кодов на массовых мероприятиях. Вводятся ковид-фри-зоны и скидки вакцинированным. На фоне общей неопределенности это мало снижает риски отмен в краткосрочной перспективе, но при планировании новых концертов делать это необходимо.
Полихун напомнил, что даже при отсутствии ограничений люди стали настороженно относиться к офлайн-событиям, боясь их переноса или отмены. В этом смысле ковид-фри-форматы придадут больше уверенности, что мероприятие состоится.
«Следующий сезон с октября 2021-го по апрель 2022 года заполняется организаторами крайне осторожно. Осенью 2021-го мы все еще будем продолжать отрабатывать мероприятия, перешедшие с 2020 года, — сообщил эксперт. — Мы поддерживаем отношения с партнерами и можем отметить, что общая проблема многих сблизила и объединила. Пандемия напомнила всем нам, как важны гибкость и связи между людьми».
Полина Матюхина
По материалам: “Компания”