Проблемы с бензином затянутся до глубокой осени

Оптовые цены на бензин достигли в России на минувшей неделе исторического максимума

Продолжили рост и цены на АЗС, однако пока они остаются в рамках инфляции. Участники рынка обращают внимание на то, что искусственное удержание цен на розничном рынке может негативно сказаться не только на бизнесе, но и на конечных потребителях. В чём связь и как можно было бы исправить ситуацию, выяснял «Октагон».

Динамика розничных и биржевых цен

За полгода – с января 2021 года – розничные цены на бензин выросли в России менее чем на 5 процентов, цены на дизельное топливо – примерно на 3 процента. Для сравнения: за весь 2020 год бензин подорожал менее чем на 2,5 процента, дизтопливо – на 1,6 процента. Активизация роста была отмечена в начале июля. По данным Thomson Reuters Kortes, за первые семь дней месяца литр марки АИ-92 в среднем по стране подорожал на 8 копеек, до 45,75 рубля, АИ-95 – на 9 копеек, до 49,21 рубля, дизельного топлива (ДТ) – также на 8 копеек, до 50,9 рубля.

В Москве, как следует из статистики Московской топливной ассоциации, по состоянию на 12 июля средневзвешенная цена АИ-95 составила 50,5 рубля за литр, АИ-92 – 45,6 рубля, ДТ – 49,6 рубля. Литр самого дорогого топлива – АИ-98 – обходился московским автомобилистам в 57,4 рубля за литр. Таким образом, ровно за полгода литр 95-го бензина подорожал в столице на 2 рубля за литр, 92-го – на 1,7 рубля, дизельного топлива – на 1,3 рубля, 98-го – на 2,5 рубля. В среднем заправить полный бак автомобиля по сравнению с январём стало на 100 рублей дороже.


Средние биржевые цены на бензин демонстрируют более впечатляющий рост.


На прошлой неделе на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже фиксируются рекорды за всю историю наблюдений – с начала 2018 года. 14 июля бензин марки АИ-92 перевалил в цене за 56 тысяч рублей за тонну, тонна АИ-95 достигла в цене 59,3 тысячи рублей. В Минэнерго обещают, что дефицита моторного топлива нет и не будет. Производителям рекомендовано повысить объёмы выработки продукции летом для удовлетворения большого спроса в этот период.

Оптовики зарабатывают, АЗС терпят убытки

Для того чтобы нефтяникам было выгодно реализовывать нефтепродукты на внутреннем рынке, в России работает так называемый демпферный механизм, который подразумевает компенсацию государством компаниям части разницы между доходами от экспортных поставок и внутренними ценами. Как отмечают эксперты, в опте проблем с ценами сейчас нет: они формируются рынком, и их текущий уровень позволяет нефтяным компаниям получать даже более высокую выручку при реализации топлива внутри страны, чем на экспортных рынках.

– По состоянию на 9 июля дисконт в средних по РФ оптовых ценах производителей (без налогов) относительно средних нетбэков (Доходности экспортных поставок, очищенной от пошлин и транспортных расходов. – τ.) на АИ-92, АИ-95 и ДТ оценивается в 14 400, 13 100 и 5 800 рублей за тонну соответственно. Он с лихвой компенсируется демпфирующими надбавками в размере 17 000 рублей за тонну для бензина и 7 800 рублей за тонну для дизельного топлива (по предварительным оценкам на июль), – заявила «Октагону» руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая.

По данным Минфина, всего из федерального бюджета в адрес нефтяных компаний за второй квартал этого года в качестве демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефть было перечислено 129,8 миллиарда рублей.

Проблемы начинаются на уровне розничной торговли, поскольку там цены формируются под воздействием государства, и их рост ограничен уровнем инфляции.

– На фоне более интенсивного роста оптовых цен по сравнению с уровнем инфляции эти ограничения приводят к убыточности торговли автобензином и дизтопливом на АЗС. Исправить ситуацию можно, отпустив розничные цены или любым способом воздействуя на оптовые цены, например при помощи корректировки демпфера, – считает эксперт.

По данным исследования «Петромаркета», убытки от продажи в розницу 92-го автобензина составляют на сегодняшний день 1,3 рубля за литр, 95-го – 10 копеек за литр.

Бедные «короли бензоколонок»

Вопрос рентабельности работы АЗС поднимается не впервые. Ещё три года назад Российский топливный союз опубликовал данные, согласно которым средняя рентабельность розничной реализации топлива в России составила минус 87 копеек за литр. Общая рентабельность АЗС составила 23 копейки. Под рентабельностью розничной реализации понимается разница между маржинальной доходностью и операционными затратами, под общей рентабельностью – рентабельность розничной реализации топлива, плюс прибыль от реализации сопутствующих услуг (товаров) на заправке.

– По нашим данным, компенсировать убытки от реализации топлива прибылью от продажи сопутствующих товаров и услуг не удаётся даже на АЗС крупных нефтяных компаний. В особо тяжёлом положении находятся независимые операторы АЗС, так как убытки розничного сегмента бизнеса ВИНК перекрываются прибылью от переработки нефти, – говорит Лишневецкая.

Общая рентабельность АЗС составляет всего 23 копейки за литр топлива.
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов поделился с «Октагоном» своими данными:

– Если из средней розничной цены 92-го бензина вычесть среднюю по России мелкооптовую цену, получается 1 рубль 27 копеек. 95-го – 2 рубля 16 копеек. Дизельного топлива – 2 рубля 67 копеек. Средние операционные затраты на литр на АЗС – 3,5 рубля. То есть уже получается отрицательная маржинальность. Если учесть структуру реализации (примерно 65 процентов приходится на бензиновую группу, около 35 процентов – на ДТ), то в среднем независимые АЗС сейчас торгуют в убыток 1 рубль 56 копеек за литр.

По его словам, ситуация, при которой маржинальность находится в негативной зоне, длится с марта, и связано это с тем, что оптовые цены растут, а розничные фактически регулируются.

Если останутся только ВИНКи

Независимые АЗС, доля которых в России составляет более 60 процентов по инфраструктурному присутствию (количеству заправочных станций) и около 30 процентов по объёму реализации, выживают за счёт накопленного ресурса и различных схем оптимизации, отказа от систем лояльности или за счёт продажи сопутствующих товаров, хотя далеко не все АЗС ими торгуют. Однако не исключено, что, если ситуация продлится, начнутся банкротства и закрытия.

Жителям крупных городов такой исход событий не представляется драматичным, однако проблемы могут возникнуть в регионах.

– В каких-то регионах доля присутствия независимых АЗС низкая, в других они доминируют, например в Забайкальском крае, – говорит Баженов.

Даже при исчезновении 5–10 процентов АЗС с рынка возникнут трудности в обеспечении автомобильным топливом отдельных территорий и в целом передвижения транспорта по стране, поскольку отдельные заправки стоят на федеральных трассах, где расстояние до ближайшей АЗС измеряется многими десятками километров, утверждает эксперт. К тому же, помимо дефицита, неизбежно возникает и риск подорожания топлива.

План развития предполагает строительство новых АЗС в местах с высоким объёмом реализации продукта.
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Надеяться на быстрое замещение независимых игроков вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) не приходится.

– У них есть чёткие планы по развитию филиальной сети, которые предполагают нахождение АЗС только там, где можно обеспечить высокие объёмы реализации нефтепродуктов. Если это не укладывается в их стратегию, они не будут там строить заправку. Они бы строили, если бы были свободные цены и никто не торговал бы себе в убыток, но в нынешних условиях это не имеет смысла, – добавил Баженов.

Капля в море от Минэнерго

Наиболее логичным и лежащим на поверхности способом решения проблемы представляется либерализация розничных цен. Однако очевидно, что из опасения социального недовольства государство не готово прибегнуть к этой мере. По словам экспертов, остаётся единственный механизм – увеличить объёмы реализуемого на внутреннем рынке топлива.

– Если бы нефтяные компании меньше экспортировали бензина, больше нефти перерабатывали и больше поставляли бензина на внутренний рынок, оптовые цены снижались бы, и это стало бы подспорьем и для независимой розницы, – считает генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

Минэнерго вроде бы слышит чаяния рынка. Как стало известно на днях, совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) оно подготовило проект приказа о повышении минимальных продаж бензина и дизтоплива на бирже. Как указано в проекте документа, планируется увеличить норматив продаж бензина через биржу до 12 процентов с текущих 11 процентов от уровня его производства, дизельного топлива – до 8,5 процента с 7,5 процента.

Участники рынка считают это предложение смехотворным.

– Ценообразование в мелком опте идёт с оглядкой на биржу. Если биржа летит вверх, летят вверх и мелкооптовые цены. Поэтому требуется увеличение предложения на бирже, – соглашается Григорий Баженов.

Григорий Баженов предполагает, что Минэнерго не делает более радикальные шаги, предпочитая пока всего лишь ограничиться сигналом рынку: «реализуйте больше, иначе повысим норматив». Михаил Турукалов настроен более скептично и считает, что профильное ведомство вовсе не ставит перед собой задачу навести порядок на рынке.

– Минэнерго уже давно ведёт себя как лоббистский придаток нефтяных компаний, свои ключевые функции оно не выполняет, ограничившись помощью нефтяникам в зарабатывании сверхприбыли. ФАС также утратила влияние на нефтяные компании и ничего не может сделать. Сейчас некому обязать нефтяные компании развернуться к российскому рынку лицом и добавить товар, – говорит он.

Нетипичное лето и прогноз до конца года

По словам Турукалова, 2021 год в целом оказался нетипичным и крайне проблемным для бензинового рынка. Одна из главных причин – остановка на ремонт в летний период сразу пяти нефтеперерабатывающих заводов: в Астрахани, Сургуте, Куйбышевского, Ачинского и ТАНЭКО.

– Раньше почти все заводы летом работали, это позволяло держать максимально высокое производство бензина, и за счёт этого цены в июле – августе зачастую даже снижались. В этом июле всё не так, и цены идут на обновление исторических рекордов. Плюс этим летом из-за проблем с международными поездками крайне высок спрос на автомобильное топливо, – отмечает он.

 

Если до 2019 года на российском рынке бензина было два периода роста цен – во время весенних ремонтов и в период осенних, – то в этом году период, когда большинство заводов продолжит работу, будет очень коротким. Поэтому, по прогнозу эксперта, на оптовом рынке существенные улучшения могут произойти только в ноябре, и в целом в текущем году проблемы с бензином, начавшиеся ранней весной, могут затянуться до глубокой осени.

Попыток сдерживания цен на бензин административными методами в преддверии осенних выборов со стороны государства эксперт не ждёт:

– Если бы эта задача была, она бы выполнялась. Уже накоплен отличный опыт трёхдневных «голосований на пеньках» и прочих электоральных приёмов. В таких условиях сильно убиваться и сдерживать цены на бензин властям вовсе не обязательно.

Григорий Баженов полагает, что к концу года рост цен на бензин составит 6–8 процентов и, вероятно, превысит официальную годовую инфляцию. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, инфляция в стране в текущем году составит 5 процентов (предыдущий прогноз был 4,3 процента). В июне, по данным Росстата, годовой рост цен в стране достиг 6,5 процента, что является максимальным показателем с августа 2016 года.

Анна Таволга

По материалам: “Октагон”

Ранее

Дела важнее имен: главный герой фильма «Ржев» после переозвучки лишился фамилии

Далее

«Второй сорт» на марше

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru