Пробелы в законах и нехватка кадров: что мешает развиваться телемедицине в России
Врач-терапевт — самая популярная специальность для дистанционной консультации в России. Среди медиков узких специальностей рейтинг постоянно меняется: в 2021 году в лидеры вышли неврологи, гастроэнтерологи, гинекологи и психологи. Но пока у отечественных телемедицинских сервисов есть несколько серьезных препятствий: законодательные, кадровые, рыночные и технологические. В чем их особенности — в колонке для журнала «Компания» рассказал гендиректор медицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов.
Правовые ограничения
Без диагноза. Закон запрещает врачу ставить диагноз на телемедицинской консультации. На онлайн-приеме врачи действуют ровно так же, как и на первой встрече в офлайн-клинике, — занимаются «маршрутизацией» пациента, а не лечением: объясняют, какие анализы нужно сдать, какие обследования пройти. Только после этого можно будет поставить диагноз — строго на очном приеме. Правда, движение вперед в этом направлении все же есть: в феврале 2020 года сенаторы Совета Федерации разработали поправки, разрешающие врачам ставить диагноз дистанционно.
Законодательная база. Закон о телемедицине существует в России с 2018 года. Но он не приравнял дистанционную консультацию к очному приему. На дистанционной консультации врач «дает рекомендации» больному, но не может ставить диагноз и выписывать рецепт. К тому же консультировать дистанционно могут только врачи, работающие в лицензированных лечебных учреждениях. Действовать независимо от своего имени практикующие врачи не имеют права.
Ситуация с законодательной базой постепенно меняется. Министерство здравоохранения утвердило приказ о том, что половина медицинских консультаций к 2030 году должна проходить онлайн. О необходимости сделать доступным получение медицинских справок дистанционно заговорил и министр здравоохранения Михаил Мурашко. В настоящее время онлайн можно записаться на вакцинацию, очный прием к врачу. Сделать доступными справки возможно уже сегодня.
Также телемедицинские консультации войдут в систему обязательного медицинского страхования. Пилотные проекты уже работают в шести регионах страны.
Нехватка медицинских кадров
Во всех регионах России не хватает терапевтов, педиатров, врачей скорых и узких специалистов, признают власти. Для решения проблемы нужно обучать, ориентировать, увеличивать количество мест в ординатуре по дефицитным специальностям.
Телемедицина способна снять остроту этой проблемы: в малых и средних городах жители, а также терапевты, фельдшеры, врачи общей практики смогут дистанционно обращаться в большие медицинские центры мегаполисов и консультироваться по сложным случаям.
Не хватает не просто врачей, но и специалистов, способных применять на практике возможности телемедицинских технологий и эффективно общаться с пациентами. Часто специалисты не знакомы с новыми способами предоставления информации, не умеют работать совместно и доставлять услуги с помощью технологий. В этом направлении нужна разработка простых и эффективных деловых процессов. При этом на программу модернизации первичного звена в России с 1 января 2021 года направили 550 млрд рублей.
Тренд на самолечение
Общая экономическая ситуация, государственная политика в области здравоохранения и расширение спектра услуг в самих медицинских организациях значительно влияют на поведение потребителей коммерческой медицины, делают вывод авторы исследования данного рынка в России. У пациентов растут требования к качеству услуг, желание управлять собственной медицинской историей через мобильные приложения или сайты частных клиник. Все это участники опроса объясняют в том числе снижением платежеспособности пациентов: они более прагматично и ответственно относятся к своему бюджету.
«Современные пациенты не хотят приходить в клинику не потому, что им жалко денег, а потому, что нет времени, — проще спросить Google о своей проблеме или обратиться за советом к друзьям и знакомым. Кроме того, в аптеках можно купить многие лекарственные препараты. И этот тренд самолечения очень заметен», — отмечают авторы документа.
Бум 2020 года и перспективы
Сценарий развития рынка телемедицинских услуг в России до пандемии коронавируса не учитывал возникновения ограничений для очной медицинской помощи. Клиники и Минздрав не вели развертывания телемедицинских услуг. Эту ситуацию изменила пандемия коронавируса: резко вырос спрос на телемедицинские услуги «врач — пациент» из-за введения режима самоизоляции и невозможности миллионов людей выйти из дома.
Прирост объема рынка телемедицинских услуг в ближайшее время составит около 116% в год, а к 2025-му он вырастет примерно в 60 раз — до 96 млрд рублей, прогнозируют представители фонда VEB Ventures. Во многом, отмечают эксперты, это произойдет из-за доступа широкого круга пациентов к новым форматам телемедицинских услуг и развития технологии искусственного интеллекта.
Синергия больших данных и ИИ поможет автоматизировать рабочие медицинские процессы из-за сокращения бумажной рутины, повысить скорость и точность постановки диагнозов за счет анализа малозаметных данных и разработать новые лекарства. ИИ сможет прогнозировать воздействие отдельных веществ на основе ранних клинических данных. Эксперты ВОЗ отмечают, что благодаря внедрению информационных технологий медицинские учреждения сумели аккумулировать массивы данных о развитии конкретных заболеваний. Это позволяет выявлять закономерности и строить прогнозы, выбирать тактику лечения, оценивать риски.
В 2020 году развитие рынка телемедицинских услуг в России в целом определялось особенностями распространения пандемии и введением режима самоизоляции. Пациенты получили возможность и время разобраться в работе телемедицинских сервисов. Пик спроса на телемедицинские консультации через наш сервис пришелся на май 2020 года. Их число снижалось, когда пандемия ослабевала, и росло при новых пиках заболевания, например, в конце 2020-го и в июне 2021 года.
Познакомить пользователей с новым форматом медицинских услуг помогли также первые пилотные проекты в сфере обязательного медицинского страхования. Открытый доступ к бесплатной телемедицине по ОМС сразу в нескольких регионах страны показал, что большинство людей не просто привыкли к новой технологии, она стала необходимым инструментом для общения пациентов с врачами, мониторинга здоровья и получения качественных медицинских услуг. Еще большая интеграция в федеральную программу ОМС — одна из самых сильных перспектив для развития телемедицины в России.
Денис Швецов
По материалам: “Компания”