Закончено строительство инфраструктурного мегапроекта на Дальнем Востоке – железнодорожного моста через реку Амур, который связал Еврейскую автономную область (ЕАО) и китайский город Тунцзян
Строительство объекта обсуждали с 1990-х годов, но к реализации проекта приступили 10 лет назад. Мост рисковал превратиться в долгострой: российская сторона начала стройку только через три года после того, как Китай закончил свою часть. Как стало известно «Октагон.Восток», несмотря на историческую состыковку рельсов, проход первых поездов отменили из-за неготовности пропускных пунктов.
Торговая дружба народов
Переправа через Амур связала село Нижнеленинское в ЕАО и китайский Тунцзян. Здесь и раньше была организована коммуникация между странами: летом – паромная переправа, зимой – понтонный мост. Но после открытия железнодорожных путей масштабы перевозок должны возрасти многократно: проектом заложена пропускная способность путей в 21 млн тонн в год.
Идея строительства объекта обсуждалась в 1990-е годы, однако тогда проект так и не нашёл реального воплощения. К нему вернулись только в середине 2010-х, когда группа компаний «Петропавловск» решила открыть в ЕАО крупное железорудное производство – Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат, чтобы поставлять продукцию в Китай.
Рост торговли между странами укрепил идею создания железнодорожного моста: товарооборот двух государств увеличился с 63,6 млрд долларов в 2015 году до 111,5 млрд в 2019-м. Президент России Владимир Путин в начале этого лета в рамках Петербургского международного экономического форума заявлял, что Россия и Китай могут выйти на товарооборот в 200 млрд долларов к 2024 году.
К геополитическому сближению привели и санкционные атаки Запада – сотрудничество двух соседей стало более очевидным. Отношение стран поддерживает и Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который в этом году отметил 20-летний юбилей.
Страны заключили соглашение о строительстве железнодорожного моста в августе 2014 года. По данным ИА «Синьхуа», инвестиции Китая в строительство моста через Амур составили 2,642 млрд юаней – около 25 млрд рублей по нынешнему курсу. Россия вложила 10 млрд рублей.
Строительство моста стало ключевой точкой избирательной кампании действующего губернатора Ростислава Гольдштейна, которая шла в экстремальных условиях протестов в соседнем Хабаровске в 2020 году.
Китайской стороне инвестировать пришлось больше, потому что из 2,2 километра моста российская часть составляет всего 309 метров. Несмотря на большие перспективы после открытия железнодорожных путей, объект имел все шансы стать долгостроем.
Россия встретила китайцев бюрократией
Китай завершил основные работы уже в 2016 году, тогда как Россия только начала искать подрядчика. Через два года, в 2018-м, китайцы закончили свою часть моста, возведя 17 пролётов длиной 1855 метров. И на крайнем пролёте, который хорошо видно из России, повесили огромный красный плакат с белыми иероглифами: «Китайское железнодорожное мостовое бюро». К тому моменту три российских пролёта всё ещё не были готовы.
«С китайской стороны часть моста уже стоит. Почти два километра. Для нас такая длина – это мелочь. А с российской стороны долго выбирался инвестор и строитель, теперь только стройплощадка готовится, материалы начали завозить. Я не хочу сказать, что россияне нетрудолюбивы. Наоборот, россияне очень трудолюбивы, но иногда бюрократы мешают», – заявлял тогда в интервью полномочный министр, советник по торгово-экономическим вопросам посольства Китая в России Чжан Ди.
Трансграничное зрелище мозолило глаза с российского берега примерно два года, пока наконец-то стройка не началась. Сроки сдачи объекта переносились каждые полгода. Работы осложнялись тем, что железнодорожные колеи двух стран различаются. В итоге мост сделали однопутным, но он оборудован двойной колеёй для пропуска поездов как с российской шириной колеи 1520 миллиметров, так и с китайской – 1435 миллиметров.
В 2018 году Следственный комитет России по ЕАО начал проверку по факту сообщений в СМИ о том, что работникам АО «Мостдорстрой», которые возводят трансграничный железнодорожный мост, не платят зарплату. По информации следователей, 128 работникам частично или полностью не выплатили зарплату за четыре месяца, после чего строители устроили забастовку и не вышли на объект.
Проблемы сопровождали объект до конца сдачи. Например, через год после забастовки, в ноябре 2019 года, проект моста изменили. Как оказалось, та часть сооружения, где уже поставлены опоры, намного глубже проектных отметок. Общая стоимость работ увеличилась более чем на 232 млн рублей.
Мост без поездов
Даже после стыковки рельсов железнодорожного моста в августе 2021 года за российской стороной всё равно тянется шлейф проблем и отставаний. Месяцем ранее, 13 июля, губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн заявил о задержках строительства транспортно-логистического центра и сопутствующей инфраструктуры – реконструкции станций Ленинск и Ленинск-2. Их оснащение предполагается только в конце года.
«Это значит, что три месяца будет работать мост, а двигаться грузам по нему будет затруднительно, обработки грузов в полном объёме не будет. Ранее мы обсуждали, что сопутствующую инфраструктуру надо сделать вовремя. За простой моста по причине невозможности осуществлять контроль будут отвечать те, кто отвечает за строительство инфраструктуры», – ответил на это полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
По данным «Октагон.Восток», первый демонстрационный прогон поездов был запланирован на 26 августа. Однако главное таможенное управление Китая отказалось от этой затеи, следует из направленного в Министерство транспорта РФ письма замруководителя ведомства Ху Вэя. Причина в том, что пункты пропуска ещё не работают.
В письме указано, что главное таможенное управление КНР поручило ускорить строительство инфраструктуры пункта пропуска и оснащение досмотровым оборудованием пункта пропуска Тунцзян. Также там сказано о необходимости скорейшего открытия пункта пропуска Нижнеленинское. Дело в том, что на пунктах пропуска в пандемию проводится дезинфекция.
«По-прежнему на сегодняшний день остаётся сложной ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, учитывая, что указанные пункты пропуска официально не открыты и в них не установлено соответствующее дезинфекционное оборудование, китайская сторона считает, что прогон демонстрационного поезда 26 августа 2021 года невозможен», – сказано в письме (копия документа есть в распоряжении редакции).
Добавим, такие же обеззараживающие рамки стоят на автомобильных пропускных пунктах на российско-китайской границе, но по факту оборудование не работает, заявил Юрий Трутнев, отвечая на вопрос «Октагон.Восток».
Правительство ЕАО в середине августа заявило, что мост будет сдан в эксплуатацию в первом квартале 2022 года. Однако точные сроки можно обозначить лишь после согласований с китайской стороной. Будет точная дата окончания работ по пропускным пунктам – будут новые сроки. Видимо, такая позиция у КНР.
Новый Шёлковый путь
Железнодорожный мост через Амур с пропускной способностью в 21 млн тонн грузов в год должен существенно облегчить торговлю между странами. Новая транспортная артерия сократит расстояние от провинции Хэйлунцзян до Москвы на 809 километров, что позволит заметно снизить издержки логистики.
Грузы «полетят» со скоростью 100 километров в час – так на новой колее по мосту будут разгоняться поезда, умножая взаимную выгоду стран. Ожидается, что по рельсам из России в КНР будут поставлять минеральные удобрения, железную руду и бурый уголь, потребление которого Китай оценивает более чем в 4 млрд тонн в год.
В Китай также пойдут составы с продовольствием – мясом птицы, свининой и полюбившимися в Поднебесной российским мороженым и кондитерскими изделиями. В России же будут ждать вагоны с некоторыми видами фруктов и овощей, электроникой, гаджетами, компьютерами и текстилем.
Предприниматели Дальнего Востока ждут, что мост позволит набрать обороты экономикам российских регионов, которые готовы использовать новую опцию для развития сотрудничества с китайскими «побратимами».
– Еврейская автономная область – связующее звено между Амурской областью и Хабаровским краем, а дальше от Амура идут грузы в остальную Россию. Из-за коронавируса торговые отношения с Китаем остаются на паузе, но мост – долгожданный проект, который поднимет торговлю на новый уровень, – считает исполнительный директор межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Александр Головко.
По словам собеседника издания, по соседству с Хабаровским краем намерены развивать мегапроект на острове Большой Уссурийский, который делит территорию с Китаем. Здесь планируют создать торговый хаб, который даст прямой выход на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, минуя Приморский край. Однако ему, как и первому железнодорожному мосту, предстоит долгий путь.
Яна Бондарь, Татьяна Бершадская
По материалам: “Октагон”