В августе в якутское село Кустур Эвено-Бытантайского района прилетел самолёт Ан-2. Он доставил жителям чуть больше тонны картофеля, который тут же распродали через местный магазин
Этот рейс здесь называют Антошкой, последний раз он прилетал в Кустур много лет назад. В этом сезоне дорогостоящие перевозки вертолётами Ми-8 сменили самолёты Ан-2 – они доставят продукты в 32 села арктических районов республики.
Арктическая часть Якутии – это 13 труднодоступных районов и 84 населённых пункта. Завоз продуктов в якутскую Арктику – дело сложное, долгое и дорогое. Груз из Якутска отправляется в районные центры паромом, если это лето, по зимнику в холодное время года или самолётом в межсезонье, после этого в сёла продукты доставлялись уже вертолётом Ми-8, что отражалось на конечной цене товара.
Здесь местные жители привыкли, что продукты не могут появиться на прилавках магазинов в любой день, каждый привоз – это радостное событие. Омрачает его только цена, которая складывается из себестоимости, торговой надбавки и транспортных расходов. Килограмм картофеля может стоить не одну сотню рублей, то же касается сахара, муки, масла и круп.
Республиканские власти озадачились вопросом снижения цен на некоторые продукты, завозимые на север региона. Было принято решение частично возмещать транспортные расходы поставщикам, чтобы убрать из итоговой цены надбавку, рассказала «Октагон.Восток» пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Республики Саха Анна Сергучёва.
«Правительство Якутии приняло решение о частичном финансировании транспортных расходов по программе завоза продуктов в арктическую часть республики. Принятое властями решение направлено на повышение уровня жизни местного населения, оно поможет северянам получать продукты по фиксированным ценам». – Анна Сергучёва, пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
На цену повлияет и новая логистическая схема: вместо дорогостоящих доставок вертолётами из райцентров в наслеги теперь летают самолёты Ан-2. О новой логистической схеме «Октагон.Восток» рассказал первый заместитель генерального директора АО «Якутоптторг» Сайдам Степанов:
– В наслеги летали Ми-8, а это очень дорого, какая-то часть полётов финансировалось республикой, но мы могли охватить перевозками только 19 наслегов из 84 нуждающихся. После нашего объединения с компанией «Туймаада-Агроснаб» мы смогли оптимизировать логистику и выстроить работу так, чтобы охватить хотя бы половину нуждающихся наслегов.
Анна Сергучёва добавила, что рейсы организованы в 32 села восьми арктических районов. Выполнено уже 10 рейсов. Пробно отправили 6291 килограмм раннего картофеля в сёла Тумат, Хайыр, Сайылык Усть-Янского района, 3322 килограмма – в Кустур и Джаргалах Эвено-Бытантайского района, 2188 килограммов картофеля привезли в Улахан-Кюёль и Бала Верхоянского района.
«Туймаада-Агроснаб» и «Якутоптторг» частично дублировали функции: первая завозила на север овощи, а вторая – продукты, разница была лишь в том, что у одних есть транспорт, а у других склады и магазины в райцентрах.
– За счёт объединения мы в этом году собственным транспортом до райцентров доставили ранние сорта картофеля. В Якутск привезли картофель из Астраханской области, доставили до райцентров и затем в труднодоступные наслеги уже на самолёте Ан-2. Рейсы на Ан-2 получаются в разы дешевле. И плюсом мы смогли увеличить охват территории с помощью самолётов – с 19 до 32 наслегов. Отмечу, что в некоторые сёла самолёт полетел впервые не то что за 10, а за последние 20 лет, – добавил Степанов.
Однако не для всех населённых пунктов смена логистики оказалась положительной. В пяти наслегах самолёт Ан-2 сесть не может – нет взлётно-посадочной полосы.
Но люди не отчаиваются: в Кустуре жители сами вышли на субботник, расчистили и организовали место для посадки самолёта. Их примеру последовали жители села Юкагир Усть-Янского района.
По словам Сайдама Степанова, жители отдалённых населённых пунктов остались довольны привозом и ценой и даже обратились в «Якутоптторг» с просьбой совершать рейсы чаще и возить не только картофель, но и другие продукты. Компания закупила в Узбекистане фрукты – в сентябре по воде их доставят в райцентры, а затем и в сёла на самолёте. Правительство же работает над созданием в арктических районах торгово-логистических центров, чтобы обеспечить сохранность и свежесть продуктов на местах, а также иметь возможность организовывать обратную загрузку.
Оксана Шеметова
По материалам: “Октагон”