Злой срок

ЦБ зафиксировал пятикратный рост жалоб на аннулирование ОСАГО

Страховые компании стали чаще расторгать договоры ОСАГО в одностороннем порядке. Число таких жалоб в ЦБ в первом полугодии 2021-го выросло в 4,9 раза по сравнению с тем же периодом 2020-го, рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Там отметили, что основная причина увеличения — применение рядом компаний недобросовестных практик. В страховых организациях подтвердили, что расторгают договоры ОСАГО в одностороннем порядке, однако указали на уважительные причины для этого: клиенты предоставляют неполную или неверную информацию. В ЦБ же отметили, что в большинстве случаев жалобы граждан оказались обоснованными.

Внешние данные

С января по июль 2021-го в ЦБ поступило 690 жалоб россиян на одностороннее расторжение договоров ОСАГО страховщиками. За аналогичный период 2020-го их было 140. Рост произошел из-за применения рядом компаний недобросовестных практик, пояснили «Известиям» в регуляторе. Чаще всего подобные решения принимались из-за указания клиентом якобы ложных сведений о месте жительства и расхождением этих данных в разных документах страхователя. К таким организациям Банк России применяет системные надзорные меры, сообщили в пресс-службе регулятора. Там отметили, что обоснованность большинства жалоб потребителей по этой теме подтвердилась. Чаще всего расхождение информации касалось сведений о месте жительства собственника транспортного средства, цели использования автомобиля и данных о нем.

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

В конце апреля ЦБ направил участникам рынка письмо о недопустимости необоснованного досрочного расторжения ОСАГО. Компания имеет право прекратить договор только в случае преставления клиентом ложных или неполных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, то есть сильно влияющих на стоимость полиса. А данные о территории преимущественного использования определяются по месту жительства собственника, указанного в паспорте автомобиля или свидетельстве о его регистрации либо в паспорте гражданина РФ, сказано в документе. После его публикации, с июня число жалоб на расторжение договоров ОСАГО стало снижаться, отметили в Банке России.

Меньше 1%

В страховых компаниях подтвердили практику расторжения договоров ОСАГО при обнаружении некорректных сведений, предоставленных клиентом. Так, например, в первом полугодии 2021-го в «Росгосстрахе» аннулировали 10 тыс. полисов. При этом в последнее время число подобных случаев снижается: в январе за сообщение ложных данных компания расторгла 0,7% заключенных договоров, а в июле этот показатель уменьшился до 0,015%, рассказал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.

Он отметил: неверно может быть указана цель использования транспортного средства, мощность двигателя и территория преимущественного использования. Так, например, не все автолюбители помнят, что ряд внедорожников относятся к категории C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — к D. Если ошибиться хотя бы на одну лошадиную силу при указании мощности двигателя на пограничных значениях, то есть внести 100 вместо 101 или 150 вместо 151, такая ошибка повлияет на тарификацию, а значит, договор могут расторгнуть.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

После либерализации тарификация в ОСАГО основана на крайне большом числе параметров, существенно влияющих на цену полиса, поэтому далеко не всегда получается выявить некорректные данные сразу. В дальнейшем выборочно проводятся углубленные проверки информации, указанной клиентом, а на их основании при расхождении сведений — либо запрашивается доплата, либо расторгается договор — в случае нарушения закона потребителем, сказал директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов. Он добавил, что ежегодно компания заключает свыше 1,3 млн договоров ОСАГО, а доля расторжений не превышает 0,5% от этого числа, то есть порядка 6,5 тыс.

В «Югории» этот показатель не выше 0,3%, при этом подавляющее большинство из таких договоров оформлены через систему «Е-Гарант», отметил врио генерального директора группы страховых компаний Михаил Косенко.

Тарифный контроль

Летом 2021 года отношение убытков к страховым премиям по полисам ОСАГО значительно выросло по сравнению с предыдущими периодами. В отдельных сегментах страховщикам начало не хватать тарифного коридора для проведения сбалансированной ценовой политики, сообщил директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов.

При этом ОСАГО — обязательный вид страхования, и компании не имеют права отказать клиенту в заключении такого договора. Поэтому организации усилили интенсивность проверок документов, расторгая договоры, в которых потребитель указал недостоверную или неполную информацию. Скорее всего, под пристальным вниманием оказались клиенты из проблемных категорий с высоким уровнем убыточности, отметил эксперт. По его мнению, дальнейшее расширение тарифного коридора Банком России поможет сгладить эту проблему.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Профессор кафедры финансовых рынков РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Ахвледиани считает, что для снижения числа расторжений договоров ОСАГО следует запрашивать большее количество данных при оформлении полиса, а также требовать информацию у соответствующих служб для проверки сведений. Число подобных расторжений в 2021 году может составить 1,6–2,1% от количества заключенных договоров, оценила эксперт.

Мария Колобова

По материалам: “Известия”

Ранее

«Сколько вы нам заплатили? Ноль!»

Далее

Древние технологии

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru