В долгах, как в шелках

Почему империя скандального миллиардера продает Topshop

Долгий и безрадостный процесс банкротства некогда могущественный розничной сети Arcadia, принадлежащей сэру Филипу Грину, подходит к концу. Его завершение запланировано на ноябрь, а аукцион на покупку бывшего флагманского магазина Topshop вступает в финальную стадию.

Теперь становится ясно, насколько велика задолженность Arcadia по пенсионным взносам и сколько, вероятно, получат кредиторы Arcadia, которые требуют в общей сложности $2,4 млрд.

Один из главных вопросов, на который пока так и не был получен ответ, касается флагманского магазина Topshop на Оксфорд-стрит в Лондоне. При цене примерно в $579 млн (£420 млн) продажа этого актива стала бы прекрасной новостью для организаторов процедуры банкротства, однако ипотечный кредит сети на $425 млн, взятый у американской инвестиционной фирмы Apollo Management International, обеспечен залогом и поэтому должен быть выплачен до того, как будут распределены любые иные средства. 10 сентября The Guardian без указания источника информации сообщила, что к покупке магазина готовится сеть мебельных магазинов IKEA.

Продажа легендарного здания Topshop знаменует собой начало конца процесса банкротства, которое было запущено 10 месяцев назад в отношении компании, принесшей богатство и репутацию сэру Филипу Грину, одному из самых скандальных миллиардеров Британии.

Делить шкуру Arcadia

В ноябре 2020 года было объявлено, что «зомби-империя» Филипа Грина, как описывал ее один консультант по розничной торговле до ее краха, в которую входят 400 магазинов и 13 000 сотрудников, в разгар пандемии столкнулась с долгами в размере $1 млрд.

С тех пор управляющие Arcadia продали активы на сумму более $820 млн, чтобы покрыть задолженность, включая продажу Topshop, Top Man, Miss Selfridge и HIIT конкурирующему ретейлеру ASOS в феврале; продажу брендов Dorothy Perkins, Burton и Wallis ретейлеру Boohoo; и продажу Evans компании City Chic в декабре 2020 года. В апреле команда Грина заработала $1,7 млн (£1,28 млн) на срочной продаже офисной мебели и компьютерного оборудования.

Однако, последний отчет, опубликованный управляющей компанией Teneo, по-прежнему приводит в уныние многих из тех, кому рухнувшая империя Филипа Грина задолжала миллионы. Еще одним явным признаком того, что Грин все еще может быть втянут в очередную общественную (и политическую) пенсионную катастрофу — как это уже случалось в 2016 году после краха универмага BHS — является тот факт, что управляющие Arcadia признают, что «оставшаяся необеспеченная часть долга перед Пенсионным фондом не будет выплачена полностью, дивиденды будут соответствовать дивидендам, выплаченным другим необеспеченным кредиторам».

Фото: Zuma·TASS

Вклад пенсионеров

В ходе процесса в ноябре прошлого года стало известно, что Arcadia не выплатила $700 млн пенсионных взносов для бывших сотрудников компании. В то время как почти весь обеспеченный пенсионный долг Arcadia в размере $255 млн (£185 млн) был погашен, около $452 млн (£327,6 млн) не являются обеспеченными и будут погашены в виде дивидендов в конце процесса. Каковы будут эти дивиденды? По оценкам управляющих, они составят около 10% от суммы долга. «Мы ожидаем, что будет высвобождено достаточно средств для выплат необеспеченным кредиторам по 10 пенсов с фунта, исходя из общих ожидаемых требований в размере около £1,8 млрд», — сообщает в своем последнем отчете о проделанной работе Teneo.

Teneo не предоставила каких-либо комментариев, не уточнила потенциальный размер задолженности по пенсионным взносам и не разъяснила, как будут распределены полученные средства.

Случившееся может вновь вызвать гнев британских политиков, которые в 2016 году проголосовали за то, чтобы лишить Грина рыцарского титула, после того, как в 2015 году сеть магазинов BHS была продана за £1, а через год быстро закрылась, не возместив задолженность по пенсионным взносам. Под давлением общественности Грин был вынужден заплатить в счет долга $461 млн из своего кармана.

Филип Грин (Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images)

В сентябре 2019 года политический соперник Грина, бывший член парламента от Лейбористской партии, рассказал Forbes, что Грину следует компенсировать из личных средств новую задолженность Arcadia в размере $700 млн, подлинный размер которой не был известен до банкротства. «Дело в том, что он [Грин] стал миллиардером благодаря этим компаниям, — сказал Филд, — И пенсионеры этих компаний имеют право на долю его миллиардов».

Forbes оценивает состояние Филипа и Кристины Грин в $2,4 млрд. Оно было сформировано преимущество из дивидендов от Arcadia в размере $1,7 млрд, которые они выплатили сами себе в 2005 году. Тогда сэр Филип рассказал The Guardian, что дивиденды были частью займа на срок семь с половиной лет, выданном Arcadia, и не были «сомнительными деньжатами».

Теперь, когда карьера Грина в розничной торговле, вероятнее всего, окончена, Брайн Берк, управляющий директор консалтинговой фирмы Quantuma, говорит, что Arcadia потерпела крах, потому что была слишком велика, чтобы преуспеть. «В ретроспективе очевидно, что компания была слишком большой, чтобы быстро принимать решения и реагировать на все более гибких конкурентов». Однако, добавляет он, несмотря на весь негатив в прессе «[Грин] должен войти в историю, как человек, который целиком изменил модель розничной торговли и направил нас на путь, которым мы следуем сегодня».

Дэвид Доукинс

По материалам: “Forbes”

Ранее

Золотые дети КПРФ

Далее

Жизнь за бутылку

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru