Оборотная сторона

Выручка ТЦ упала на 15% за два года

Обороты торговых центров не вернулись к допандемийному уровню, несмотря на отсутствие ограничений в 2021 году. В Москве выручка моллов за первые шесть месяцев этого года упала на 15% в сравнении с аналогичным периодом 2019-го, сообщили «Известиям» в Российском совете торговых центров (РСТЦ). Пандемия стала стимулом развития онлайн-торговли, ее среднегодовой рост в ближайшие пять лет составит 37%, прогнозируют эксперты. Торговой рознице будет непросто вернуть свои позиции.

Снизили оборот

Несмотря на отсутствие ограничений, обороты торговых центров не вернулись к допандемийному уровню. В частности, в Москве выручка ТЦ за первое полугодие 2021-го упала на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Об этом «Известиям» сообщили в РСТЦ. При этом по сравнению с первым полугодием 2020-го обороты выросли на 9%.

— Доходы ТЦ сильно разнятся от региона к региону. В некоторых субъектах РФ всё еще действуют ограничительные меры внутри ТЦ, и обстановка там неоднозначная. Например, в Белгороде до сих пор не работают детские развлекательные центры, — сказал президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.

В целом по России в большинстве своем показатели моллов постепенно приближаются к уровню 2019 года, добавил он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В Минпромторге «Известиям» сказали, что весной–летом 2021 года из-за роста заболеваемости коронавирусом в некоторых регионах вновь ввели ограничения в сфере общественного питания и на фуд-кортах. Распространение информации о возможности воздержаться от посещения мест массового скопления людей притормозило поток посетителей ТРЦ. Стабильная благоприятная экономическая обстановка позволит обеспечить восстановление офлайн-розницы до допандемийного уровня, считают в ведомстве. В то же время онлайн-сектор также начал пользоваться доверием среди россиян, добавили там.

Ритейлеры, торгующие продуктами, товарами первой необходимости, а также аптеки, зоомагазины, салоны сотовой связи переносили ограничения в пандемию достаточно хорошо, отметил Дмитрий Москаленко. По его словам, фуд-кортам, развлекательным заведениям, детским уголкам и местам общественного питания было гораздо труднее. И хуже всего пришлось кинотеатрам и детским развлекательным комплексам — их загрузка так и не восстановилась, рассказал эксперт.

Некоторые категории арендаторов, напротив, демонстрируют рост выручки, в первую очередь это относится к ритейлерам сегмента «средний минус» и «дисконт», сказала руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина. Потребительский спрос переориентировался на более доступное предложение, такие бренды фиксируют увеличение оборотов за счет прибавки среднего чека и целевого трафика, пояснила она.

Оборот ТЦ в Москве не вернулся к допандемийному уровню в том числе потому, что часть аудитории продолжает заботиться о здоровье и избегать больших скоплений людей, отметил управляющий партнер Praedium Александр Ошурко. По его словам, к концу года ожидался рост на 8–10% по сравнению с 2019-м, но вряд ли этот показатель будет достигнут.

Сотрудники интернет-магазина готовят заказы для доставки клиентам. Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

На низкие темпы восстановления сегмента влияет и снижение покупательской способности населения на фоне роста цен, указала региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.

С начала пандемии ТЦ по собственной воле не закрывались, но были случаи изъятия бизнеса банками, отметил Дмитрий Москаленко. Например, как сообщалось ранее, Сбербанк выставил на продажу 19 торговых центров в разных регионах, которые он получил за долги от владельца развлекательного парка «Остров мечты». От продажи банк рассчитывает выручить около 22 млрд рублей.

Бум онлайна

Пандемия стала значительным стимулом для развития сегмента онлайн-торговли, сказала старший директор, замруководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина. В 2015–2019 годах среднегодовой рост рынка электронной коммерции составлял 24%, и ожидалось сохранение такого темпа роста в перспективе нескольких лет. Теперь среднегодовой рост на ближайшие пять лет прогнозируется на уровне 37%, сказала она.

Доля онлайна в общем обороте розничной торговли выросла с 5% в 2019-м до 8% в 2020 году, добавила Татьяна Дивина.

Преимущества интернет-покупок очевидны: многие товары в Сети стоят дешевле и за час можно «посетить» десятки магазинов, отметила заведующая кафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия» Галина Чернухина. Поэтому возвращение к допандемийному уровню традиционной торговли сейчас проблематично — для этого потребуются реконцепции торговых центров, направленные на увеличение дохода и повышение эффективности, уверена эксперт.

Кроме того, с начала пандемии произошло радикальное перераспределение приоритетов потребителей в пользу рациональности, экономичности, экологичности, отметил генеральный директор Smart Estate Moscow Михаил Петров. Большой сегмент потребления забирают стремительно развивающиеся доставки и Е-ком — мы начинаем жить в новую эру для торговых центров, которые вернут себе докризисное потребление, но не скоро и в сильно измененном виде.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

— В допандемийный период ТЦ были популярным местом досуга, многие проводили в них целый выходной. Сейчас это место, где рядом находятся любимые бренды и просто удобно быстро совершить покупки. Это заметно снизило трафик в ТЦ, — рассказал владелец сети магазинов женской одежды I Am Studio Олег Воронин.

Впрочем, офлайн-шопинг остается достаточно востребованным. В Москве посещаемость ТЦ в августе восстановилась в среднем до 90–95% от показателей 2019 года, рассказала Полина Жилкина. Важным стимулом привлечения покупателя в офлайн будет работа над повышением клиентского сервиса, ускорение диджитализации процессов, а также рост в составе ТЦ доли операторов, предлагающих не столько «товар», сколько «опыт», полагает эксперт.

— Усиление онлайн и диджитал — фокусы, которые будут предопределять развитие рынка в ближайшие годы. Различные партнерства, порой неожиданные и нестандартные, могут приносить хорошие результаты, — считают в сети магазинов «Эконика».

По мнению Михаила Петрова, в более отдаленном будущем количество и качество ТЦ изменятся. Магазины масс-маркет брендов оставят в моллах витринные форматы для примерки, а не продажи, сократив метраж, считает эксперт. А число магазинов уменьшится в пользу развлекательного сегмента и общественного питания, пояснил он.

Мария Перевощикова, Вера Кузьмина

По материалам: “Известия”

Ранее

Снова дома

Далее

«Газпром» готовит ещё один мегапроект

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru