Крупнейшие лодки Monaco Yacht Show — 2021
Пандемия коронавируса не помешала миллиардерам со всего мира собраться в Монако. Forbes рассказывает о крупнейших лодках главного мирового яхт-шоу — Monaco Yacht Show.
После перерыва в ковидном 2020 году 22-25 сентября в Монако вновь прошло Monaco Yacht Show. Возможно, главное событие яхтенной индустрии собрало крупнейших ее игроков — представителей верфей, брокеров, операторов и, конечно, владельцев самих яхт, действующих и будущих.
Среди лодок, замеченных у береговой линии княжества, оказались, к примеру, Lady M Алексея Мордашова и Quantum Blue Сергея Галицкого, недавно сообщившего о своей болезни. Последнего, впрочем, на самом шоу никто не видел, а его яхта, по словам местных жителей, регулярно швартуется в Монако.
Коронавирус не только заставил организаторов шоу отменить его в прошлом году, но и внес коррективы в году текущем. Число суперъяхт, прибывших к берегам Монако, сократилось со 119 в 2019 году до 79 в 2021 году , а число компаний, участвующих в выставке, уменьшилось со 580 до 440. Посетителей пропускали на выставку только с отрицательными результатами ПЦР-теста, а традиционные вечеринки на яхтах, проводившиеся после официальной программы, и вовсе были отменены.
Владельцы яхт также стали проводить больше времени на своих лодках, реже выходить на сушу и приглашать гостей, а персонал теперь поголовно вакцинирован, рассказывают Forbes участники рынка. «Пандемия принесла понимание того, что нет лучшего средства для самоизоляции, чем яхта», — рассуждает основатель itBoat Никита Горчаков.
Пандемия отчасти подстегнула спрос на плавательные средства. Сократилось предложение — нарушение производственных цепочек привело к тому, что многих компонентов не хватает: на некоторые компоненты срок поставок увеличился с трех-четырех месяцев до 1-1,5 лет. Свою роль сыграл и рост цен на многие материалы, например, на сталь.
В итоге количество контрактов на строительство новых яхт и продажи подержанных в I квартале 2021 года выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные SuperYacht Times. Растут не только продажи, но и количество сделок по аренде лодок: по данным исследования Reportlinker.com, объем мирового рынка чартерных яхт оценивался в $11,88 млрд в 2020 году и, как ожидается, достигнет $12,60 млрд в 2021 году и $17,19 млрд к 2026 году.
Рынок перегрет. По словам Горчакова, на крупнейших мировых верфях заказы расписаны на три-пять лет вперед, а бракеражные лодки продаются с наценкой, чего не было с 2007 года.
«Заявленные ценники не только на первичные, но и на вторичные продажи увеличились практически в два раза по сравнению с 2011 годом. Если раньше 50-метровую лодку можно было построить в Голландии за $25-30 млн, то теперь ценники улетели выше $50 млн», — рассказывает основатель Yacht Harbour Дмитрий Семенихин. Все это начинает напоминать 2008 год, когда перепродавали слоты на верфях, и в перспективе приведет к обвалу рынка, предупреждает он.
Forbes изучил лодки, представленные на шоу, и отобрал крупнейшие из них — от 80 м и выше.
IJE
Верфь: Benetti
Длина: 108 м
Год постройки: 2019
Валовый тоннаж: 3367 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: совладелец Consolidated Press Holdings Limited Джеймс Пэкер
Quantum Blue
Верфь: Lürssen
Длина: 104 м
Год постройки: 2014
Валовый тоннаж: 4341 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: основатель «Магнита» Сергей Галицкий
Carinthia VII
Верфь: Lürssen
Длина: 98 м
Год постройки: 2002
Валовый тоннаж: 3643 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: Хайди Хортен, вдова немецкого предпринимателя Гельмута Хортена
Kismet
Верфь: Lürssen
Длина: 95,2 м
Год постройки: 2014
Валовый тоннаж: 2978 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: Шахид Хан, американская компания Flex-N-Gate
Madsummer
Верфь: Lürssen
Длина: 95 м
Год постройки: 2019
Валовый тоннаж: 3091 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: генеральный директор Turnberry Associates Джеффри Соффер
Viva
Верфь: Feadship
Длина: 94 м
Год постройки: 2021
Валовый тоннаж: 2999 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: н/д
Lady Lara
Верфь: Lürssen
Длина: 91 м
Год постройки: 2015
Валовый тоннаж: 2945 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: сооснователь Eurasian Resources Group Александр Машкевич
Tatoosh
Верфь: Nobiskrug
Длина: 92.42 м
Год постройки: 2000
Валовый тоннаж: 3229 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: соучредитель корпорации Microsoft Пол Аллен
Tranquility
Верфь: Oceanco
Длина: 91,5 м
Год постройки: 2014
Валовый тоннаж: 2998 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: председатель Genting Group Тан Шри Лим Кок Тай
С2
Верфь: Abeking & Rasmussen
Длина: 85.65 м
Год постройки: 2008
Валовый тоннаж: 2150 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: Дональд Перельман, Revlon
Victorious
Верфь: Akyacht
Длина: 85 м
Год постройки: 2021
Валовый тоннаж: 2291 гросс-тонн Предполагаемый владелец: н/д
Bold
Верфь: Silveryachts
Длина: 85 м
Год постройки: 2019
Валовый тоннаж: 1504 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: н/д
Secret
Верфь: Abeking & Rasmussen
Длина: 82 м Год постройки: 2013
Валовый тоннаж: 2240 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: наследница империи Wal-Mart Нэнси Уолтон Лори
Tatiana
Верфь: Bilgin yachts
Длина: 80 м
Год постройки: 2020
Валовый тоннаж: 1689 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: индийский бизнесмен Сайрус Мистри
Artefact
Верфь: Nobiskrug
Длина: 80 м
Год постройки: 2020
Валовый тоннаж: 2999 гросс-тонн
Предполагаемый владелец: основатель Research In Motion Майк Лазаридис
Анастасия Ляликова
По материалам: “Forbes”