Проект одного из крупнейших на планете газохимических комплексов в Ленинградской области может оказаться холостым выстрелом для «Газпрома»
Стройка стоимостью почти 3 трлн рублей с первых дней оказалась сопряжена с проблемами. Поначалу – с сугубо бытовыми. Но чем дальше, тем больше не только проблем, но и глобальных рисков для самой концепции кластера.
Создание комплекса по сжижению природного газа на Лужской губе Финского залива обещает стать одним из крупнейших инвестпроектов в России. Впервые о строительстве комплекса «Усть-Луга СПГ» было объявлено в 2015 году, в 2017 году «Газпром» подписал договор о намерениях по переработке газа Тамбейского и Тасийского месторождений.
Реализация проекта стартовала в 2019 году. На официальном сайте «Газпрома» сообщается, что две очереди газохимического комплекса в Усть-Луге будут сданы в эксплуатацию в 2023 и в 2024 годах.
Партнёром «Газпрома» по мегапроекту является компания «РусГазДобыча», созданная в декабре 2012 года бизнесменом Артёмом Оболенским. Компания зарегистрирована в Москве и имеет уставный капитал 30 млн рублей.
Сейчас «РусГазДобыча» на 100 процентов принадлежит ООО «Национальная газовая группа» из Москвы (обе фирмы зарегистрированы по одному адресу) с уставным капиталом 172 млн рублей. Нынешний гендиректор «Национальной газовой группы» Артём Оболенский – заодно и её бенефициар через фирму «Альтитуда». 45 процентов «Национальной газовой группы» принадлежит двум паевым фондам – «Трансфингруп» и «Газпромбанка».
Артём Оболенский связан с Аркадием Ротенбергом через «СМП-банк». Есть в этой конфигурации и ещё одна интересная фигура – нынешний гендиректор «РусГазДобычи» Константин Махов, в прошлом многолетний заместитель руководителей Росавиации Евгения Бачурина и Александра Нерадько. Махов также член совета директоров «РусГазДобычи». Однако другие члены совета неизвестны: на официальном сайте компании страница отсутствует.
В декабре 2016 года «РусГазДобыча» Оболенского создала дочернюю компанию «РусХимАльянс», которая и является оператором строительства газохимического комплекса в Усть-Луге.
Уставный капитал у фирмы – оператора многомиллиардного проекта – всего 10 тыс. рублей.
Зарегистрирована фирма в скромном двухэтажном деловом центре в Кингисеппе. Паритетным партнёром в «РусГазДобыче» является сам «Газпром». Но не напрямую, а через дочернюю структуру «Газпром инвест РГК».
Для жителей Ленобласти рассказы про «крупнейшую стройку Европы» малоинтересны. Их больше волнует то, что эта самая стройка привлекла десятки тысяч работников, причём не только со всей России, но и из других стран. Задействованы на стройке турки из Limak Construction и китайцы из China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven. На стройке, по сообщению самого «Газпрома», задействовано около 25 тысяч человек.
«От тротуаров там уже ничего не осталось, не говорю уже о газонах. Я был вынужден запретить проезд строительной техники в населённые пункты в границах 30 километров. Мы вынуждены перекрыть и въезды на ряд технологических дорог», – отчитывался губернатор Александр Дрозденко на сессии областного парламента в ноябре прошлого года.
Жалобы от жителей Кингисеппского района летят ведь не только в приёмную губернатора, но и адресатам повыше. Люди уже много месяцев жалуются на разбитые дороги, нехватку аптек, скорых, полицейских… Да что говорить, если для десятков тысяч рабочих даже не возвели строительный городок, и многие гастарбайтеры были вынуждены ночевать в кабинах собственных грузовиков и даже в подъездах окрестных домов.
Видимо, начитавшись жалоб, Дрозденко после сессии областного парламента сам отправился на стройплощадку. Здесь его заверили, что скоро будет достроен рабочий посёлок для строителей. А после визита губернатора «РусХимАльянс» объявил о том, что создаёт горячую линию для взаимодействия с местными жителями. Странно, что это не было сделано раньше.
Параметры газохимического комплекса в Усть-Луге действительно впечатляющие. Перерабатывать тут собираются 45 млрд кубометров природного газа, поступающего с Ямала. Производить будут товарный газ, сжиженный природный газ (СПГ), сжиженные углеводородные газы (СУГ) и разные фракции углеводородов: этан, пентан и гексан. Последние будут использовать для производства пластиков – от изопрена до полиэтилена.
Объём инвестиций в проект составляет 3 трлн рублей, что действительно делает его едва ли не крупнейшим в новейшей истории России. Впрочем, в его экономической эффективности у опрошенных «Октагоном» есть большие сомнения.
«У “Газпрома” весьма неудачная история попыток строительства заводов по производству СПГ. Единственный существующий – “Сахалин – 2” – был построен в 2009 году в досанкционный период на базе месторождения, разработка которого началась ещё в 90-е консорциумом иностранных инвесторов». – Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики.
– Ныне они являются миноритариями после фактически принудительного выкупа контрольного пакета «Газпромом». Эти же иностранные компании (Shell, Mitsui, Mitsubishi) помогали технологиями, – рассказывает «Октагону» Сергей Жаворонков.
По словам эксперта, объявленный в 2012 году проект «Газпрома» «Владивосток СПГ» фактически не сдвинулся с места до сих пор.
– Ничего не слышно и о движении анонсированного проекта СПГ на Чёрном море. До сих пор не введён в действие даже малотоннажный проект СПГ «Портовая» в Выборгском районе той же Ленинградской области, который планировался в 2019 году, – отмечает Жаворонков.
Кроме того, существуют природные риски реализации проекта. Фарватер бухты Усть-Луги мелковат, заносится песком и илом. Кроме того, Балтийское море (так называемые «датские проливы») непригодно для использования супертанкеров-газовозов, что также снизит рентабельность проекта.
При этом эксперт считает, что меньше всего стоит опасаться рисков новых санкций и ужесточения углеводородного регулирования Евросоюза, поскольку на природный газ как на наиболее зелёный вид топлива эти меры вряд ли будут распространяться.
Жаворонков со скепсисом смотрит на озвученные планы достроить гигантский комплекс в 2023 году. С коллегой согласен руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артём Деев. Он проводит аналогию с проектом «Северный поток – 2», который даже без учёта санкционного давления должен был заработать ещё в 2019 году.
– Пока будут строиться новые мощности, ситуация на рынке уже может поменяться, а сроки окупаемости вырастут, – говорит Деев.
Кроме того, скепсис у эксперта вызывает прямая конкуренция «Газпрома» с другим производителем СПГ – «Новатэком», который уже имеет достаточно мощностей для производства сжиженного газа для Европы и увеличивает объёмы производства, а также наращивает флот для поставок СПГ по Северному морскому пути.
«Европа после энергетического кризиса и позиции российского производителя трубопроводного газа может начать сокращать импорт СПГ из нашей страны. Поэтому новые мощности в Усть-Луге могут просто оказаться невостребованными для европейского рынка, а поставки в Азию значительно увеличат стоимость такого сырья». – Артём Деев, руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets.
Как видно, амбициозный проект, столкнувшийся с серьёзными проблемами уже на ранних стадиях реализации, может оказаться просто невостребованным. Китайские и турецкие гастарбайтеры уедут домой с заработками, в Ленобласти залатают разбитые дороги. Но что делать с пущенными на мегапроект триллионами?
Константин Ольшанский
По материалам: “Октагон”