После кредита ВТБ «Ленфильму» потребовалась реанимация

“Оборудование купили, но так и не установили”

pixabay.com

В советские времена «Ленфильм» был известен всей стране. Сегодня в городе на Неве фильмов почти не снимают, а сама киностудия превратилась в бизнес по сдаче в аренду павильонов. Это помогает «Ленфильму» держаться на плаву, но про творческую составляющую говорить уже не приходится. Владимир Путин несколько раз давал поручение спасти киностудию. В середине января министр культуры Ольга Любимова рассказала президенту, что возрождение состоялось. Но так ли это?

Кредит от ВТБ

В мае 2013 года Правительство РФ выпустило распоряжение о государственной гарантии для «Ленфильма». В октябре того же года кредит на десять лет – 1 млрд 530 млн рублей – был взят в банке ВТБ под 10,25 процента годовых. С 2020 года ставка была снижена до 10,15 процента.

Кредит погасить студия не смогла. В 2019 году председатель совета директоров «Ленфильма» Фёдор Бондарчук попросил Путина о деньгах из федерального бюджета, чтобы погасить долги перед ВТБ. Иначе киностудию ожидал дефолт. В 2020 году Минкульт двумя траншами выделил «Ленфильму» без малого 1,5 млрд рублей. Но этого оказалось недостаточно.

Осенью прошлого года киностудия продала за 1,5 млрд рублей землю и здания на улице Тамбасова. Покупатель, холдинг «Росстройинвест», планирует застроить участок коммерческой недвижимостью. В комплексе зданий находятся мастерские по ремонту и реставрации старинных автомобилей, участвовавших в киносъёмках, и гараж, где эта ретро-техника хранится. На киностудии много раз отмечалось, что комплекс и земля на Тамбасова – это так называемые непрофильные активы, а планы по продаже руководство «Ленфильма» вынашивало уже давно.

Деньги от Минкульта и средства, вырученные от продажи земли на юге Петербурга, позволили «Ленфильму» погасить долги перед ВТБ. Фёдор Бондарчук объявил журналистам, что задолженностей больше нет.

Неэкономная экономика

Кинопродюсер и дистрибьютор Владислав Пастернак рассказал «Октагону», что кредит ВТБ был неплохо использован на восстановление недвижимости, на обновление технической базы, но этого не хватило для обновления и развития. Подкосил «Ленфильм» и кризис 2014 года, когда европейская валюта выросла к рублю более чем на 40 процентов.

В 2014 году киностудия заключила договоры на поставку и установку съёмочной техники и оборудования для постпродакшен на 13 млн евро – это почти вся сумма кредита ВТБ. Но студия не оборудовала новый павильон системой записи звука Dolby Atmos, которую используют все продвинутые кинотеатры в мире.

Оборудование купили, но так и не установили.

Оно лежит в подвале, звук на «Ленфильме» до сих пор записывают в Dolby Digital.

– Но мы закупили камеры, отремонтировали гримёрки, залатали крыши и поменяли электропроводку. «Ленфильм» продолжал работать, как мог, – рассказали «Октагону» сотрудники киностудии.

В прошлом году киностудия показала 167,2 млн рублей доходов, 1,2 млрд рублей расходов и 1,4 млрд чистого убытка.

Кадровая чехарда

В 2012 году «Ленфильм» возглавил Эдуард Пичугин, который до Фёдора Бондарчука был председателем совета директоров компании. Ушёл он с должности в марте прошлого года. На смену ему пришла Инесса Юрченко, но она в директорском кресле не задержалась.

– Когда Эдуарда Анатольевича сместили, одновременно с ним ушёл и Мединский, с которым у него были не самые лучшие отношения. В студии начался ещё больший кризис. «Ленфильм» остался без власти, началась пандемия, производство картин было остановлено, мы все ушли на карантин. Новый генеральный директор Инесса Юрченко успела провести аудит и тоже ушла. После этого пришёл Фёдор Щербаков, – рассказали «Октагону» сотрудники «Ленфильма».

По словам работников киностудии, именно Юрченко выяснила, что закупленное звуковое оборудование Dolby Atmos лежит в подвале здания. В интервью «Фонтанке» бывшая гендиректор рассказала о весьма плачевном состоянии киностудии, которую ей пришлось возглавить, и обвинила во всём предыдущее руководство.

– Такое впечатление, что предыдущее руководство киностудии занималось какой-то ерундой. Брались за всё и ничего не довели до конца. Была проделана огромная работа, но «Ленфильм» находился в слишком плачевном состоянии. Было совершено множество ошибок, – рассказали «Октагону» на условиях анонимности сотрудники киностудии.

В адрес нового директора Фёдора Щербакова сразу посыпались претензии: назначен без конкурса, журналист по образованию, чуждый и Петербургу, и кинематографу человек. К тому же ни на одном рабочем месте он долго не задерживался, даже успел поработать заместителем губернатора Волгоградской области по внутренней и информационной политике, откуда вынужден был уйти после громкого коррупционного скандала.

– Тем не менее, когда пришёл Щербаков, а он руководит киностудией уже полтора года, власти помогли «Ленфильму» справиться с долгами и начать восстанавливаться, – рассказал «Октагону» Владислав Пастернак.

«Золотая коллекция»

Большим достижением сотрудники «Ленфильма» считают возврат «золотой коллекции» фильмов, которые были сняты при советской власти на ленинградской киностудии.

– Слава богу, нам наконец вернули «золотую коллекцию»! С 2008 года она принадлежала «Ленфильму», но мы не получали от этого никаких денег, – говорят сотрудники киностудии.

Продюсер Владислав Пастернак считает, что теперь «Ленфильм» может, реализуя свои права на старые фильмы на рынке, получать доходы.

– В Москве эти права принадлежат «Мосфильму», а в Петербурге библиотеку прав выделили в отдельную структуру «Твин СП», лишив студию дохода от прав на прокат старых фильмов. Это одна из причин, по которой киностудия пришла в упадок и много лет накапливала долги, – уверен кинопродюсер.

«Золотая коллекция “Ленфильма”», по разным данным, приносит от 100 до 120 млн рублей в год. За десять лет это почти вся сумма кредита ВТБ.

Кинорибейт

Одной из главных причин упадка не только «Ленфильма», но и киносъёмок в городе на Неве Владислав Пастернак считает отсутствие программы так называемого рибейта.

По словам кинопродюсера, в постсоветское время съёмки кино в России сосредотачивались в Москве. Там 80 процентов денег, живут медийные актёры, там телевидение и так далее.

«В Петербурге больше развивается сериальное производство. Более того, с ленфильмовских “Улиц разбитых фонарей” и начался российский сериал. Но “Ленфильм” как производственная база для кино в новых коммерческих условиях оказался недостаточно востребован, находясь в конкуренции не только с московскими, но и с восточноевропейскими студиями». – Владислав Пастернак, кинопродюсер.

По словам кинопродюсера, в мире давно существует институт рибейтов – поддержки кинопроизводства. Иногородние или иностранные съёмочные группы приезжают в город или регион, тратят бюджет: нанимают рабочую силу, пользуются местной инфраструктурой, в том числе на базе местных киностудий, вливая деньги в местную экономику. А регион или город возмещает группе часть затрат либо в виде налоговых льгот, либо в виде денежных компенсаций. На практике это от 5 до 50 процентов от затрат киногруппы. В Восточной Европе институт рибейта очень развит.

– Вы можете приехать в Прагу, Софию или Будапешт, получить компенсацию затрат, снимать европейскую архитектуру, которая не сильно отличается от петербургской, – рассказывает «Октагону» Владислав Пастернак. – В Петербурге системы рибейта не существовало, разрешение на съёмки получить было непросто, и вся петербургская натура оказалась не слишком востребована в кино. Сейчас правительство города делает в этом направлении первые робкие шаги. Не «Ленфильм», а Петербург как город не настолько востребован в кинопроизводстве, как мог бы.

Ленфильм как кинофабрика

После развала СССР киностудии полного цикла вынужденно трансформировались в кинофабрики, главной задачей которых стало оказание услуг для кинопроизводства. Современная студия не обязана снимать кино, хотя многие от неё этого ждут.

Однако на «Ленфильме» продолжают снимать кино.

В этом году при поддержке Минкульта на студии планируют снять два документальных и два художественных фильма.

В пресс-службе «Ленфильма» изданию «Октагон» рассказали, что задача студии – не только сохранение уникального творческого коллектива, костюмов, реквизита, парка старинных автомобилей, но и привлечение новых людей. Создан проект «Ленфильм-дебют», студия отбирает новичков с их идеями и сценариями. Возрождён учебный центр, который был закрыт несколько лет назад. Для занятий на платных курсах там набирают вторых режиссёров, монтажёров и звукорежиссёров, надеясь воспитать новое поколение ленфильмовцев, которые не просто окончат курсы и уйдут, а задержатся.

С 2015 года на «Ленфильме» существует культурно-выставочный центр. Там музей, кинотеатр, кафе и книжный магазин. Планируют восстановить директорский зал, плёночный кинозал и показывать там фильмы с киноплёнки.

– Все ругают «Ленфильм», а нам обидно. Это нам в кризис задерживают зарплату, это мы стараемся работать, делаем всё, что можем, а в ответ слышим, что «Ленфильм» уже не тот, – рассказали «Октагону» сотрудники киностудии.

Антоний Киш

По материалам: “Октагон”

Ранее

Роботы, люди и роботы для людей

Далее

Губернаторов прогонят через «красный» фильтр

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru