“Пока что официальная программа форума открывается дискуссией о… сибирской гастрономии”
Красноярский экономический форум (КЭФ), который проходит с 2003 года, довольно быстро превратился в «чемодан без ручки» – нести тяжело, а бросить жалко. Тяжело по нескольким причинам: кризис идей (нетрудно заметить, что из раза в раз темы КЭФ повторяются едва ли не дословно) и необходимость расходования ресурсов (деньги, кадры, логистика, помещения). А жалко потому, что наличие собственного экономического форума, куда можно приглашать гостей самого высокого уровня (иногда они действительно приезжают!), делает регион более статусным, подчёркивает его лидирующую роль в СФО (своего форума нет даже в Новосибирске, что уж говорить о прочих регионах).
Придуманный свежеизбранным на тот момент губернатором Александром Хлопониным КЭФ сразу же и на десятилетия вперёд обозначил ключевые фигуры и приоритеты в экономике края: на первом форуме практически царил Олег Дерипаска, что было довольно неожиданно, учитывая долгий и плодотворный опыт сотрудничества Хлопонина с компанией «Норильский никель». Сменились четыре губернатора, а проекты «Русала» и En+ Group по-прежнему остаются одной из центральных тем каждого форума. Оно и понятно: реальной экономики в регионе не так уж много, проекты развития и вовсе можно по пальцам пересчитать.
Первым большим проектом, задуманным в рамках КЭФ, было комплексное развитие Нижнего Приангарья. Его реализация должна была состояться с 2006 по 2015 год. В итоге от комплексного развития, включавшего в себя развитие инфраструктуры, вывод региона из разряда дотационных, разработку месторождений и создание предприятий лесоперерабатывающей промышленности, осталось завершение строительства ещё советского долгостроя – Богучанской ГЭС – и возведение Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ). Вне программы и практически одновременно со стартом строительства БоАЗ начал строиться алюминиевый завод в Тайшете. Основной протагонист очевиден. Пока «Норильский никель», главный и единственный конкурент «Русала» в борьбе за административный ресурс в Красноярском крае, уже 15 лет домучивает свой «Серный проект», закрывает наиболее грязные производства, но, увы, не создаёт новых, Дерипаска печёт заводы как пирожки.
Однако не Дерипаской единым жив КЭФ. Стоит напомнить, что проект печально знаменитого Енисейского ферросплавного завода также был впервые презентован в рамках Красноярского экономического форума в 2008 году. Предприятие так и не было построено ввиду бурной протестной деятельности, генезис которой не совсем понятен, поскольку за три года, прошедших с момента подписания соглашения о строительстве завода, реально не было вбито ни гвоздя. Тем не менее само его псевдостроительство породило городскую легенду о тайно работающем ферросплавном заводе, уничтожающем и без того печальную экологическую среду Красноярска. Тогда же возникло и массовое протестное движение экозащитников, претерпевшее впоследствии ряд трансформаций. Затем была череда тусклых лет с однотипными повестками и прямыми копипастами тем и списков участников из года в год. Своего дна КЭФ достиг в 2020 году, когда его просто отменили из-за пандемии (причём она была скорее поводом, а причиной – отсутствие интереса со стороны статусных спикеров).
Нынешний форум меняет повестку на ходу, избавляясь от набивших оскомину рассуждений о человеческом капитале и технологиях будущего. По сути, перед организаторами и участниками открываются уникальные возможности впервые в стране обсудить, что же нам всем – бизнесу, власти, гражданам – делать в сложившейся ситуации. При этом темы буквально лежат на поверхности. Перестройка всей банковской и, шире, финансовой системы; принципиальная переориентация российского бизнеса на долгосрочное сотрудничество с бывшими странами третьего мира – прежде всего с Китаем; антикризисное управление в условиях непрекращающегося прессинга; необходимость и оправданность социальных вливаний.
Пока что официальная программа форума открывается дискуссией о… сибирской гастрономии. Сказать, что это мелко, – вообще ничего не сказать.
Более-менее внушает оптимизм запланированное обсуждение темы майнинга: с учётом того, что России совершенно точно понадобятся новые схемы финансирования различных масштабных проектов, майнинг ещё никогда не был столь уместен. А имеющиеся у нас ресурсы электроэнергии к этому очень располагают. Зато вопросы типа «Какое влияние на развитие Сибири оказывают глобальная повестка устойчивого развития (ESG) и задача по декарбонизации экономики к 2060 году?» по нынешним временам вызывают разве что горький смех. Думается, и про аббревиатуру ESG, и про планы декарбонизации экономики можно забыть на долгие годы. Не факт, кстати, что это плохо. Да и ополчившаяся на нас Европа, добровольно отказавшись от российского угля и газа, вряд ли выйдет в срок на намеченные показатели. Весь континент ждут десятилетия милитаристского угара, всеобщего раздора и дымящих труб. Хотелось бы, как говорится, ошибиться.
Вымученность повестки КЭФ-2022 временами откровенно изумляет. В пандан к дискуссии о сибирской гастрономии идёт круглый стол на тему деятельности малого и среднего предпринимательства «в направлении дикоросов и органических продуктов». Серьёзно? В марте 2022-го обсуждать, как закатывать банки с грибами? «Корпоративное обучение», «дистанционное образование: плюсы и минусы», «каков баланс “жёстких”, “мягких” и метакомпетенций в корпоративных университетах для разных категорий сотрудников» – весь этот бюрократический наполнитель был, наверное, уместен в условиях мирного времени, для проведения дежурного статусного мероприятия.
Программа форума поражает однообразным разнообразием, а момент требует совершенно иного: оперативной перекройки, проведения дискуссий по темам, актуальность которых прямо зашкаливает сегодня, сейчас; пусть этих дискуссий будет не 20, а три или пять, но, если хоть одна из них увенчается практическими предложениями с перспективой немедленного применения (а участники-то ведь неглупые подобрались), уже можно с чистой совестью сказать налогоплательщикам: «Не зря собирались!» Ну и, конечно, для самого форума это могло бы стать мощным перезапуском всей франшизы. Вновь взлететь на федеральный уровень, оказавшись в нужное время в нужном месте, сделать центральным спикером КЭФ, как в далёком 2003-м, явно рвущегося в бой Дерипаску – и успех обеспечен.
А успехи нам сейчас ох как нужны.
Александр Васильев
По материалам: “Октагон”