Чтобы не допустить дефицита товаров в России, нужно перестроить логистические цепочки доставки грузов
Чтобы наполнить казну, страна должна сохранить за собой роль удобного транспортного коридора между Европой и Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Ставка – на Северный морской путь (СМП).
Торговля продолжается
До конца февраля этого года Россия наращивала внешнюю торговлю, причём на газ и нефть, традиционные источники пополнения российского бюджета, пришлось в прошлом году 53,8 процента внешнеторгового товарооборота.
Уход с рынка известных торговых брендов, как и запрет на продажу некоторых марок топовых смартфонов, важен скорее для комфорта столичных потребителей, чем для экономики страны в целом. Но есть и действительно важные изменения.
В ответ на западные санкции Россия ввела временный, до 31 августа, запрет на экспорт российского зерна и сахара, а ведь в мире существует тенденция к резкому увеличению цены на продовольствие и востребованного лесопромышленного сырья. Делается это прежде всего для того, чтобы обеспечить продовольствием внутренний рынок, но стоит иметь в виду, что в прошлом году доля России в мировом импорте зерна составляла 19,3 процента.
А вот газ и нефть Россия как продавала, так и продаёт, несмотря на разговоры Европы об отказе от российских энергоносителей и запрет со стороны США на импорт российских нефти и газа.
Как пояснил «Октагону» политолог и транспортный эксперт Вадим Сипров, если внимательно читать документ, подписанный президентом Джо Байденом, становится ясно, что США от российского газа отказываться и не думает.
– Все разговоры об эмбарго направлены прежде всего на американских избирателей. На самом деле документ, подписанный президентом США, не запрещает покупку российского газа через так называемые фирмы-прокладки, – говорит политолог. – В больших объёмах российский газ отгружался и до сих пор отгружается из порта Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – на Северном морском пути. Газ продаётся в Японию, но и США этот газ покупают и перепродают по явно завышенной цене в Европу. Пока Соединённым Штатам это выгодно, такая схема будет работать.
Логистика против санкций
Расстояние от Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути – 14 тыс. километров, через Африку и Суэцкий канал – свыше 23 тыс. СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана и, что очень важно в существующих условиях, по морской территории России. Это обеспечивает безопасный транзит грузов.
Освоению Арктики Правительство РФ уделяет в последние годы самое пристальное внимание. Регулярная круглогодичная навигация через Северный морской путь по планам должна начаться в 2030 году. Это признано стратегическим проектом для государства.
Грузопоток через моря Северного Ледовитого океана к 2030 году планируется нарастить до 150 млн тонн, из них 30 млн – транзитные грузы. Но уже к 2024 году объём перевозок грузов по Северному морскому пути, пока без перехода на круглогодичную навигацию, должен вырасти до 80 млн тонн – такие задачи ставит Правительство. «Росатом» сообщает, что в 2021 году по Севморпути перевезли 34,85 млн тонн грузов. Это на 5,7 процента больше, чем в 2020 году. Ранее навигация по Севморпути начиналась в июле и заканчивалась в ноябре, но в 2020 году она началась в конце мая и продлилась до января 2021 года.
Стоит сказать, что проект этот чрезвычайно затратный, вложения в обеспечение Северного морского транзитного коридора на базе Севморпути до 2030 года должны составить 716 млрд рублей, из них от 250 до 260 млрд рублей вложит «Росатом», от 130 до 140 млрд рублей будет выделено из бюджета России и фонда национального благосостояния. Трудно сказать, сможет ли Российская Федерация реализовать этот проект в условиях санкционного давления Запада. Основные затраты – на строительство и обслуживание ледокольного флота, обеспечение спутниковой связи для навигации судов в условиях северных широт.
Сейчас в составе «Росатомфлота» четыре атомных ледокола и один атомный лихтеровоз с ледокольным носом, около 30 дизельных ледоколов. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся ещё четыре атомных ледокола проекта 22220. Они должны вступить в строй в 2022, 2025 и 2026 годах. В условиях запрета на поставку в Россию радиоэлектронных компонентов и отказа ряда фирм от сотрудничества с РФ достроить эти ледоколы будет затруднительно, но эксперты считают, что из ситуации можно выйти с помощью китайских товарищей и контрабандных поставок.
Компания «Новатэк» – один из участников и бенефициаров арктического проекта – располагает флотом в 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для перевозки сжиженного природного газа. Летом прошлого года в «Новатэке» заявляли о возможности гарантированно обеспечить поставки сжиженного природного газа по восточному направлению СМП 9–10 месяцев в году. Основным покупателем газа в «Новатэке» называют Японию. Как заявил 11 марта премьер-министр Японии Фумио Кисида, его страна не будет следовать примеру США и вводить запрет на импорт российских нефти и газа. Япония не располагает собственными ресурсами и просто не может себе позволить прекратить закупать газ у России.
Проект «Арктика» продолжается
Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга запустил проект по созданию радиолокационной станции (РЛС), которая будет мониторить ледовую обстановку и позволит ускорить проход судов в северных широтах. Об этом «Октагон.Северо-Запад» рассказали в комитете Петербурга по делам Арктики.
Этот проект инициирован участником кластера АО «Северный пресс». РЛС позволит сэкономить время и средства на обслуживание судов, которые проходят по Северному морскому пути.
– Санкт-Петербург в развитии Северного морского пути играет значительную роль не только как город, где создаются атомные ледоколы, но и как огромный научно-производственный центр, обладающий обширными арктическими компетенциями. Часть этих компетенций, касающаяся главным образом радиоэлектроники, объединена в Научно-производственный арктический кластер, созданный по инициативе комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, – пояснили в комитете. – В объединение входит 27 научно-производственных организаций, реализующих восемь кластерных проектов. Это радарные и радиолокационные комплексы, системы связи и наблюдения за ледовой обстановкой, навигационно-гидрографического обеспечения, исследования водоёмов и контроля прибрежных зон. Все они так или иначе направлены на обеспечение безопасности круглогодичного мореплавания по Северному морскому пути, вне зависимости от помех природного или антропогенного характера.
Транспортный эксперт Вадим Сипров рассказал «Октагон.Северо-Запад», что на проект по освоению Арктики как транспортного коридора, по его мнению, нужно смотреть несколько шире.
«Планы по развитию Севморпути связаны не только с расширением транспортного потенциала арктических транспортных коридоров, но и проектов по развитию, созданию и восстановлению Северного широтного хода на основе построенной во времена Сталина магистрали Салехард – Игарка». – Вадим Сипров, транспортный эксперт.
– Сейчас развитие этого коридора чрезвычайно актуально в широкой временной развёртке в связи с глобальным потеплением: ледовая обстановка в Арктике будет меняться в сторону, благоприятную для судоходства.
По мнению эксперта, Северный морской путь позволит разгрузить Транссиб от контейнерных перевозок. Этот маршрут коммерчески более привлекателен для коммерческих перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной задачей Севморпути станет транзит грузов из Китая в Европу. Несмотря на ограничения, которые могут наложить на российский флот в рамках очередного пакета санкций, транзит грузов будет продолжен, ведь суда сейчас ходят в основном под панамским и либерийским флагами.
– Санкции не распространяются на китайские товары, и транзит их через российскую инфраструктуру продолжится. Полагаю, что спрос на китайские товары в Европе вырастет из-за роста цен на энергоносители. Дополнительные маршруты для китайских товаров будут очень востребованы. Российская Федерация будет получать деньги за проход кораблей через свои морские территории, – комментирует эксперт. – Сейчас перед Правительством стоит задача: как наполнить внутренний рынок товарами и обеспечить транзит. И что важнее, сказать однозначно нельзя. Дело идёт к тому, что внешняя торговля России будет проходить по другим правилам. И какие это будут правила, неизвестно.
Антоний Киш
По материалам: “Октагон”