Сибирские эксперты и представители власти продолжают обсуждать высказанный вице-премьером РФ Викторией Абрамченко план по превращению Сибири в «локомотив развития» российской экономики
Источники многотриллионных инвестиций в решение этой задачи остаются непонятными, создание продукции высоких переделов – нереализованным. Однако эти и другие вопросы должны быть урегулированы в короткие сроки в связи с их острой геополитической актуальностью.
Ключевым докладом на завершившемся недавно Красноярском экономическом форуме (КЭФ) стало выступление вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, главные тезисы которого перекликаются с высказанными в прошлом году министром обороны РФ Сергеем Шойгу инициативами о строительстве за Уралом новых городов-миллионников.
Заместитель председателя Правительства подчеркнула, что в кабинете министров ведётся масштабная подготовка новой стратегии развития Сибири. Разрабатываемый документ предусматривает создание в макрорегионе восьми индустриальных кластеров: «Лес», «Переработка алюминия», «Цветные и редкоземельные металлы», «Нефть и газ», «Драгоценные металлы», «Туризм», «Сельское хозяйство» и «Уголь».
Под индустриальным кластером в экономической теории подразумевается «регионально ограниченная группа учреждений, принадлежащих одному промышленному сектору». Соответственно, речь идёт о выделении восьми территорий, в которые планируется инвестировать триллионы рублей, создав более 450 тыс. рабочих мест.
Реализация проекта будет базироваться на природных богатствах и человеческих ресурсах Сибири. В её недрах расположено около 85 процентов российских запасов платины и свинца, 80 процентов молибдена и угля, больше 70 процентов никеля и других ценных ископаемых. Здесь самые богатые запасы древесины и воды, источники дешёвой электроэнергии, развит промышленный потенциал, сконцентрированы важнейшие научно-исследовательские центры.
Виктория Абрамченко анонсировала правительственный проект в условиях новых западных санкций, ухода ряда международных инвесторов из России и резкого роста производимых в Сибири углеводородов и металлов. Поэтому эксперты увидели в речи вице-премьера рациональные зёрна, не лишённые экономических и геополитических оснований.
Политический аналитик Юрий Москвич заявил «Октагон.Сибирь», что появление представленного Абрамченко плана было предсказуемым.
«Идеи кластерного развития близки к идее министра обороны Сергея Шойгу о строительстве новых городов в Сибири. Красноярск, Иркутск и Якутию ждут самые большие изменения в совместных планах федерального и регионального правительств». – Юрий Москвич, политический аналитик.
Собеседник напомнил, что преференции для макрорегиона были обозначены в послании президента РФ Владимира Путина: «Один из реальных шагов – выделение населению арктического гектара. Новая миграционная политика, налоговые льготы, создание территорий опережающего развития – вот что ждёт Сибирь».
Все на базу
В течение последних десятилетий экономика Сибири встраивалась в международные технологические цепочки. Многие из них были разорваны последними геополитическими событиями и введёнными западными странами санкциями. Для создания новых внутрироссийских цепочек необходимо укрепление базовых отраслей экономики, которое даст импульс пространственному развитию страны.
– В базовой экономике, например Красноярского края, есть провал. Он связан с переработкой природных ресурсов и капитализацией их реальной стоимости. У нас нет видов деятельности, которые могут решать задачи построения цепочек от ресурсов до готовых видов продукции. На каждом крупном переделе должны быть обеспечены внутренние тылы, – пояснила «Октагон.Сибирь» директор Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (СФУ) Евгения Бухарова.
Одним из путей решения этой проблемы может стать развитие новых поселений на территориях, где идёт добыча, и организация в них производств по глубокой переработке сырья.
Переезд столицы в Сибирь
Не менее резонансным участники КЭФ сочли выступление владельца En+ Group Олега Дерипаски. Он не только назвал сегодняшнее состояние экономики «кризисом 1998 года, умноженным на три», но и предложил радикально поменять систему управления в стране:
– Кажется, это утопия, но зачем нам столица в Москве, если все интересы у нас в Азии? И другое время подлёта ракет, и всё остальное будет по-другому смотреться, если она [столица России] будет находиться в Новосибирске, Красноярске . Не готовы сделать этот шаг – давайте часть управления сюда [в Сибирь] передадим.
Впервые идея о переносе части столичных функций в Сибирь была высказана в 2011 году на заседании Валдайского клуба. Её авторы считали, что децентрализация системы управления в стране поспособствует снятию административных барьеров.
С тех пор некоторые финансово-промышленные группы, включая подконтрольные Дерипаске структуры, перенесли либо объявили о переносе головных офисов в Красноярск. Мотивом стало желание собственников сырьевых и энергохолдингов перевезти управленцев к местам дислокации реального производства.
Советник губернатора, экс-вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Всеволод Севастьянов считает, что предложение промышленника Дерипаски – это моральная поддержка Сибири: «Слышать приятно, но сделать этот перенос в реальности нет возможности. Мешает отсутствие инфраструктуры, низкая миграционная активность и недостаток кадров».
Евгения Бухарова говорит, что дискуссия о столичных функциях идёт несколько десятилетий, мировых примеров о переносе столиц хватает, и вспоминает Бразилию.
– Но в Сибири не это главное: на первый план сегодня выходит возрождение базовых отраслей, – считает она.
Экономический форум без экономики
КЭФ-2022 оставил после себя вопрос об источнике заявленных планов по преобразованию Сибири. Ведь от его итогов ждали гораздо большего.
В первые два дня все рамочные договоры, ратифицированные на полях КЭФ, касались гуманитарной сферы и сотрудничества ФПГ с институтами в сферах образования, медицины, спорта и культуры. А вместо привычной выставки достижений народного хозяйства Красноярского края с продукцией региональных и федеральных сырьевых и энергокомпаний был организован стенд с сибирской гастрономией.
В общей сложности были утверждены инвестпроекты на 82 млрд рублей. По факту оказалось, что большая часть из них уже реализуется. В их число, например, входит строительство делового центра «Красноярск-Сити».
Не обошлось без обещания построить очередной новый и мощный целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). За последние 10 лет ни один форум не проходил без таких презентаций и даже титульных инвесторов. Правда, ни один новый комбинат так и не появился за эти годы на карте края. Организаторы обошли стороной и обсуждение судьбы газификации региона.
Если бы подготовка к КЭФ-2022 проходила в иных геополитических условиях, повестка могла быть иной, считает Всеволод Севастьянов. Сейчас резко возрастает роль «Северного морского пути», необходимо акцентироваться на инфраструктурных проектах – строительстве терминалов и портов, напрашивается развитие южных транспортных магистралей. Не даром президент Путин говорил о тыловой поддержке Сибири, напоминает советник губернатора. И ресурсы, которые есть в Сибири, могут её обеспечить.
Наталия Тихомирова
По материалам: “Октагон”