Многие годы считалось, что искусство должно объединять людей, несмотря на политические разногласия. Но санкции Запада отменили культурные коммуникации
Коллективная ответственность
Занявшее антироссийскую позицию западное общество больше не делит деятелей культуры на тех, кто поддерживает спецоперацию и выступает против неё. От музыкантов требуют отречься от президента России Владимира Путина и его «агрессивной политики», осудить «оккупацию Украины». Причём нейтральные ответы не принимаются.
Известный оперный певец, выступающий в одном из театров Германии, рассказал «Октагон.Северо-Запад», что артистов с российскими корнями приглашают на интервью, где основной вопрос – как раз про отношение к главе государства и к ситуации на Украине.
– Обычно в театре не говорят о противоречиях между музыкантами разных национальностей, это дурной тон. Но для украинцев сегодня везде зелёный свет. Некоторые этим пользуются для карьерного роста, – рассказывает оперный певец. – Во всех театрах Германии висят двухцветные флаги и ленточки. А над русскими, такое впечатление, нависает лавина, которая вот-вот рухнет нам на головы. Очень тревожное ощущение. Музыканты обычно политикой не интересуются и занимаются творчеством, они к такому не привыкли.
Артист считает, что немцы в целом заняли выжидательную позицию. Тех, кто выступает за свободу слова, против коллективной ответственности и за право человека иметь политическую позицию, мало, но они есть.
Вопрос этой самой коллективной ответственности россиян на Западе стоит сейчас очень остро. The Guardian пишет, что руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву предъявили публичный ультиматум: он должен был осудить Путина или потерять работу. Газета рассказывает, что «известный дирижёр был слегка освистан» в Италии за свою близость с президентом России. Видимо, это связано с тем, что Гергиев был доверенным лицом Путина, подписал письмо в поддержку воссоединения Крыма с Россией. Теперь он был вынужден уйти с должности главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра.
Некоторые российские учреждения культуры прорываются через «железный занавес». Александринский театр планирует гастроли в Сербии и Венгрии. Но это всё же исключение из правил: эти страны более лояльны к России, чем остальная Европа.
Из-за политической напряжённости российский дирижёр Туган Сохиев принял решение уйти одновременно с должности музыкального руководителя и главного дирижёра Большого театра в Москве и музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы во Франции. Он отмечает, что Польша пошла дальше всех: там запретили русскую музыку.
Примеры русофобии есть не только в Польше. Филармонический оркестр Кардиффа в Уэльсе исключил Петра Чайковского из музыкальной программы, назвав его музыку «неуместной в данный момент».
Сворачиваем культуру
Кажется, в обстановке «отмены» России стало невозможным продолжать взаимодействие между культурными учреждениями и организовывать выставки шедевров мирового искусства. Фонд Эрмитажа в Великобритании замораживает все проекты с Россией.
«Мы – британская благотворительная организация, которая с 2003 года наводит культурные мосты между Великобританией и Россией при поддержке Эрмитажа в Санкт-Петербурге, – говорится на сайте проекта. – Мы глубоко потрясены событиями на Украине и немедленно приостановили всю нашу деятельность, отменили все запланированные мероприятия. Наши мысли и молитвы с народом Украины».
Эрмитаж в Амстердаме также заявил о разрыве связей с Россией.
«Политика фокусируется на реальности повседневной жизни, в то время как наше внимание сосредоточено на сокровищах искусства. Тщательно налаженные нами связи с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге дали нам доступ к одной из самых известных в мире коллекций произведений искусства, которую мы могли использовать для наших выставок, – говорится на сайте музея. – Но недавнее нападение России на Украину делает сохранение этой дистанции более нецелесообразным. Наш совет директоров принял решение разорвать связи с Государственным Эрмитажем. Война разрушает всё. Даже 30 лет сотрудничества. У амстердамского Эрмитажа нет другого выбора».
Музей объявил о досрочном закрытии выставки «Русский авангард. Революция в искусстве».
Деятельность Международного консультативного совета при Государственном Эрмитаже также временно приостановлена по совместному решению дирекции Эрмитажа и членов совета.
Что будет с шедеврами?
На фоне антироссийских настроений французское общество ведёт активную дискуссию о том, чтобы арестовать или конфисковать коллекции Морозовых – выставку Пушкинского музея в парижском фонде Louis Vuitton. На первый взгляд, это невозможно: выставку охраняют законы, страховки и пункты в договорах о форс-мажорных обстоятельствах. С другой стороны, кто ещё недавно мог представить, что страны Запада заморозят золотовалютные резервы России на треть триллиона долларов?
Беспокойство о сохранности шедевров и международная обстановка заставляют российские музеи досрочно прекращать экспозиции выставок за границей. Государственный Эрмитаж обратился к филиалу в Амстердаме с запросом о возвращении картин выставки «Русский авангард. Революция в искусстве». Экспозицию удалось вернуть на родину. Музей также просит фонд Альбы Фенди вернуть картину из коллекции Пабло Пикассо «Молодая дама», которая выставляется в римском историческом палаццо Rhinoceros. С аналогичной просьбой – вернуть картины – обратился Государственный Эрмитаж и к другим музеям Европы.
«Государственный Эрмитаж информирует, что в соответствии с достигнутыми договорённостями и существующими выставочными соглашениями в музей постепенно возвращаются выданные на выставки в разные страны экспонаты, – говорится на сайте музея. – Подробности о перемещениях экспонатов никогда не комментируются и не разглашаются с целью обеспечения их безопасности».
Историк Михаил Диунов рассказал «Октагон.Северо-Запад», что прецеденты невозврата коллекций у стран, попавших под санкции Запада, есть. Эксперт вспомнил так называемое дело об иранских артефактах, глиняных табличках с клинописью, которые были найдены в 1933 году археологами Института востоковедения Чикагского университета совместно с иранскими коллегами в ходе раскопок в Персеполисе иранской провинции Фарс. Из 30 тысяч предметов, которые были переданы для исследования в США, в Иран вернулись всего 250.
Вспомнил историк и про скифское золото, которое до сих пор находится в Нидерландах. Коллекцию предметов, около двух тысяч артефактов из четырёх крымских музеев, представили на выставке в музее Алларда Пирсона в Амстердаме в начале февраля 2014 года.
В августе того же года музей решил не возвращать экспонаты ни России, ни Украине до подписания соглашения между сторонами или решения суда.
В результате нескольких судебных заседаний в Нидерландах было решено, что скифское золото – собственность Украины. Крымские музеи в ответ подали в Верховный суд Нидерландов кассационную жалобу.
– Если конфискация картин российских музеев будет политически выгодной, их конфискуют. После развала СССР Запад стал понимать, что права существуют только для избранных, – считает историк. – Прецеденты есть, отношение к России – соответствующее. Я даже не сомневаюсь, что при первой же возможности всё отберут. Вопросы собственности государства, иммунитета тут совершенно не стоят, все представления о международном праве попраны.
За любым противостоянием должен следовать спад напряжённости. Послами доброй воли в такой ситуации обычно становились деятели культуры и искусства, священники, международные лидеры общественного мнения. В этот раз даже они не могут помочь.
Антоний Киш
По материалам: “Октагон”