Ближайшие месяцы могут стать критическими для системы образования в России
Модернизация государственных экзаменов, переход школы на новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС) с сентября 2022 года, цифровая трансформация образования и перенос всероссийских проверочных работ (ВПР) на осень могут нанести сокрушительный удар по качеству обучения школьников по всей стране. По мнению педагогов и родителей, пробелы в знаниях учеников после пандемии по-прежнему существенны. Кардинальные реформы и засилье проверочных и диагностических мероприятий лишь ухудшат и без того сложную ситуацию.
22 марта Рособрнадзор уведомил школы о переносе всероссийских проверочных работ для 4–8-х, 10-х и 11-х классов, которые должны были пройти с 1 марта по 20 мая, на период с 19 сентября по 24 октября. Официальным поводом для переноса ВПР стала угроза распространения коронавируса. При этом всего за несколько дней до обнародования этого решения в учебных заведениях была отменена большая часть ограничительных мер, действовавших на протяжении двух лет с начала пандемии.
Основной народной версией причины переноса проверочных работ стало резкое подорожание офисной бумаги и картриджей для принтеров.
Педагоги полагают, что проведение ВПР отодвинули на осень, чтобы сэкономить расходники для ОГЭ и ЕГЭ. Между тем перенос почему-то коснулся даже тех работ, которые проводятся на компьютере.
– Решение чиновников о переносе ВПР – очередной удар по педагогам и учащимся, – считает учитель биологии Светлана Николаевна. – В текущих обстоятельствах единственным правильным решением было просто отменить проверочные за этот год. На момент заявления Рособрнадзора о переносе ВПР подготовка к ним была уже в самом разгаре. Выходит, что учителя зря отнимали время от изучения основной программы для натаскивания детей на проверочные, ведь осенью всё придётся начинать с чистого листа.
По словам педагога, осень – это неподходящее время для выполнения ВПР. В этот период проходит школьный этап Всероссийской олимпиады, учащиеся адаптируются к учёбе после летних каникул. Кроме того, Рособрнадзор уже анонсировал проведение в октябре общероссийской оценки по модели PISA взамен международной, ранее запланированной на апрель и отменённой в связи с обострением отношений России с Западом.
– У меня ощущение, что представителям Минпросвета и Рособрнадзора нравится заниматься откровенным вредительством, – говорит учитель. – В 2020 году ВПР уже переносили на осень, и это привело к плачевным результатам – во многих классах было около половины двоек. При этом всю первую четверть учителя натаскивали школьников на задания проверочных, а всю вторую – составляли объёмные отчёты по результатам ВПР. Всё это не могло не отразиться на качестве образовательного процесса, нормальная учёба была сорвана.
«Действия чиновников ударили по детям ничуть не меньше, чем вынужденное дистанционное обучение из-за коронавируса. Однако никаких выводов министерство из этой ситуации не сделало, провал учащихся на проверочных просто замолчали, а теперь нам предлагают опять наступать на те же грабли». – Светлана Николаевна, учитель биологии.
Учитель русского языка и литературы Тамара Матвеева считает, что лучшее, что сейчас могут сделать чиновники в сфере образования, – это хотя бы на некоторое время оставить школу и педагогов в покое.
– 5-й класс, в котором я веду уроки, считается далеко не самым слабым в параллели, – поясняет педагог. – До переноса ВПР дети успели написать проверочную по русскому языку, в классе всего две четвёрки, остальные – двойки и тройки. При этом оценки за ВПР выставляются в тройном коэффициенте без возможности их исправить. Естественно, многих ребят это сильно демотивировало. Возможно, чиновники решились на перенос работ не только из-за подорожания бумаги, но и из-за низких результатов детей, которые уже успели написать ВПР. В последнее время претензии родителей к образовательной политике в целом и к качеству образования резко увеличились. Вполне возможно, в Минпросе не хотят ещё больше разжигать недовольство. Однако в сентябре картина явно лучше не станет.
По мнению учителя, основная проблема в том, что из-за пандемии многие дети пришли в следующий класс с серьёзными пробелами в знаниях.
Педагогам пришлось тратить много времени на повторение в ущерб своевременному освоению новой программы. Для обучения это значительно важнее, чем подготовка к всероссийским контрольным.
Однако многие учителя боятся выговора администрации из-за отсутствия нужных школе показателей, поэтому бросают все силы на подготовку к ВПР вместо решения других, более насущных проблем.
– В результате одни пробелы в знаниях у детей накладываются на другие и растут как снежный ком. А качество образования стремительно падает. По сути, из-за подготовки к ВПР освоение основной программы уже было сорвано в этом марте, теперь пострадают ещё и сентябрь с октябрём. Сильнее всего от переноса проверочных пострадают будущие пятиклассники, ведь осень для них – это основной период адаптации к средней школе. Совершенно не нужны они и будущим девятиклассникам – осенью детям нужно уже думать о подготовке к ОГЭ, а не писать проверочные за восьмой класс, – заключает педагог.
Судя по результатам тренировочных ОГЭ по математике, состоявшихся 12 марта, в этом году может повториться прошлогодняя ситуация с рекордным количеством двоек на экзамене по этому предмету. В 2021 году выпускники 9-х классов впервые написали ОГЭ по новым вариантам заданий в соответствии с ФГОС, принятым в 2010 году. По новому стандарту одиннадцатиклассникам этим летом предстоит впервые сдать и ЕГЭ.
В 2020-м ОГЭ были отменены из-за пандемии, в результате первыми испытателями их новой модели с практико-ориентированными заданиями стали выпускники 9-х классов прошлого года. Экзамен по математике ознаменовался скандалом из-за рекордного количества двоек у учащихся. Исправить неуды даже на пересдаче смогли далеко не все школьники. Однако чиновники от образования предпочли просто замолчать эту ситуацию, никакого анализа причин произошедшего и путей решения проблемы общественности представлено не было.
По информации педагогов и родителей, пробный ОГЭ по математике многие девятиклассники написали на низкие баллы. По данным участников, проблемы возникли и с оценкой результатов тренировочного испытания.
– В нашем классе несколько человек получили пять баллов из 31, это твёрдая двойка, – рассказала Алиса, мама девятиклассницы. – У большинства детей было 8–10 баллов, это слабые тройки. Максимальный результат в классе – 18 баллов, столько получил отличник, который уже два года занимается с репетитором по этому предмету. По словам дочери, к некоторым заданиям учитель их не готовила. Подготовка была ориентирована на самых слабых учеников класса. Очевидно, основной целью было вытянуть всех на тройки, но пробник показал, что даже это пока не удалось.
Другая мама, Наталья, сообщила «Октагону», что её сын учится в физико-математическом классе, однако даже у них на пробном экзамене не было ни одной пятёрки.
– Судя по всему, варианты пробников сильно отличались по сложности, к тому же какие-то проблемы возникли и на этапе проверки работ. Через несколько дней после оглашения результатов моему сыну и нескольким его одноклассникам повысили общий балл на два пункта. Мы очень надеемся, что на основном экзамене такого бардака с проверкой не будет. В параллельном простом классе девять человек из 24 написали работу на двойки, – поделилась женщина.
«Мне кажется, такие результаты говорят о том, что что-то явно не так или с самим экзаменом, или со всей системой обучения в российских школах. Совершенно ненормально, когда уже в 9-м классе для успешного прохождения испытаний требуются репетиторы». – Наталья, мама школьника.
Учитель математики из Московской области Татьяна Лазутина считает, что, как и в прошлом году, одной из причин большого количества двоек на пробном экзамене стали слитые в сеть неправильные ответы.
– В том же VK, куда сейчас активно зазывают школьников чиновники от образования, достаточно групп, где накануне пробного или основного экзамена бесплатно выкладывают или продают за деньги ответы, – объясняет педагог. – В прошлом году они оказались неверными, а дети, получившие двойки, даже не потрудились проверить «сливы». Примерно то же самое сейчас произошло и перед пробником по математике. Лично меня удивляет, что наши чиновники даже не пытаются блокировать соответствующие сайты и сообщества в соцсетях. VK активно планируют задействовать в образовательном процессе, вот дети её так по-своему и используют.
По мнению экспертов, в этом году выпускники могут столкнуться и с серьёзными проблемами на ЕГЭ. Нынешние одиннадцатиклассники не сдавали выпускные экзамены за 9-й класс, так как в 2020 году они были отменены из-за пандемии. Между тем ЕГЭ этого года были модернизированы в соответствии с ФГОС 2010-го, существенные изменения коснулись большинства предметов.
– Серьёзная проблема не только в изменениях, которые произошли в заданиях экзаменов, а ещё и в том, что банк заданий для подготовки был обновлён не сразу, – пояснил изданию репетитор по математике Николай Коновалов. – Дети не могли заранее начать готовиться к экзаменам ещё прошлым летом, всё приходилось делать в авральном порядке. Педагогическая и родительская общественность обращалась к чиновникам с просьбой отложить изменения хотя бы до следующего года, но никакой реакции не последовало.
«Со своей стороны я вижу, что у выпускников этого года пробелов в знаниях значительно больше, чем у прошлогодних учеников. Сказался и дистант, и отсутствие экзаменов в 9-м классе, приходится многое учить заново из школьной программы прошлых лет и ещё и прорабатывать особенности новых заданий». – Николай Коновалов, репетитор по математике.
По словам эксперта, велика вероятность, что в этом году средние баллы ЕГЭ по многим предметам упадут по сравнению с прошлым годом. Особенно это будет заметно у учеников, которые не имели возможности заниматься дополнительно.
– Сейчас не лучшее время для масштабных образовательных реформ, которые так стремятся лоббировать чиновники, – считает Коновалов. – А делать подопытными кроликами выпускников, последние годы обучения в школе которых выпали на пандемию, вообще недопустимо. В первый год после любых значительных изменений в выпускных экзаменах баллы учащихся обычно снижаются. В этом году на эти результаты может наложиться и отсутствие у текущих выпускников опыта сдачи государственных экзаменов в 9-м классе. Кроме того, учителя из-за высокой нагрузки просто не успевают своевременно разбираться во всех новшествах в заданиях экзаменов. В связи с этим не только ОГЭ, но и ЕГЭ 2022 года может принести всем нам много неприятных сюрпризов.
Светлана Цикулина
По материалам: “Октагон”