Арбитражный суд Красноярского края принял решение изъять Норильскую железную дорогу из владения ПАО «ГМК “Норильский никель”». Соответствующий иск подавала транспортная прокуратур
В связи с развитием Российской Арктики и Северного морского пути у Москвы имеются большие планы по созданию инфраструктуры на Таймыре. По мнению властей, «Норникель» не может справиться с этой задачей. В ходе разбирательств выяснилось, что железная дорога могла быть приватизирована и включена в имущественный комплекс комбината незаконно.
ПАО «ГМК “Норильский никель”» базируется в Таймырском районе Красноярского края. Предприятие строилось в 30-е годы прошлого века. В 1994 году компания была приватизирована, и её владельцем стал Владимир Потанин. Сейчас «Норникель» является мировым лидером по производству никеля и палладия. Это также крупнейший налогоплательщик Красноярского края. Вместе с комбинатом в частные руки была передана и промышленная инфраструктура, в том числе Норильская железная дорога (НЖД). Её протяжённость – свыше 330 километров. В состав НЖД входят вокзал в Норильске, несколько переездов, угольный путь и мост через реку Норильскую. Она работает только на нужды «Норникеля». Пассажирские перевозки по ней были закрыты четверть века назад.
Вопрос принадлежности НЖД подняло летом прошлого года Министерство транспорта РФ, как следует из материалов суда, имеющихся в распоряжении «Октагон.Сибирь». Ведомство сделало это в рамках обсуждения Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Этот документ предполагает строительство новых железных дорог с выходом к портам Дудинка и Игарка. Будет создан Северный широтный ход, который соединит Свердловскую, Северную и Октябрьскую железные дороги с Норильской железной дорогой, а потом обеспечит выход на побережье Охотского моря и Чукотки. Следовательно, возникает вопрос об изменении статуса НЖД с текущего «технологического» на «общего и необщего пользования».
Новые железнодорожные магистрали необходимы для выполнения поставленной президентом РФ Владимиром Путиным задачи по развитию Северного морского пути. Это не только национальный экономический, но и геополитический козырь. По Севморпути планируется перевозить до 100 млн тонн грузов в год.
«Норникель» не отказывался от изменения статуса НЖД, однако экспертиза показала, что состояние дороги не соответствует современным требованиям, в связи с чем не представляется возможным включить её в общую сеть железных дорог. Компания заявила, что готова вложить в модернизацию путей 79 млрд рублей, но это тоже не помогло, поскольку выяснилось, что «Норникель» не имеет прав на эту железную дорогу.
Когда в 90-е годы комбинат готовили к приватизации, госкомиссия под руководством занимавшего в то время пост председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом Анатолия Чубайса наметила к продаже НЖД, не прописав, какие конкретно объекты входят в её состав. Это обстоятельство даёт повод считать имущество спорным. «Регистрация права собственности, внесение в ЕГРН записей о праве собственности ОАО “Норильская горная компания” и ПАО “ГМК “Норильский никель” на объекты железнодорожного транспорта, а также совершение самих сделок купли-продажи произведены без согласия и без ведома Росимущества. Конкретные объекты железнодорожного транспорта в плане приватизации не указаны, не персонифицированы, сведения об их инвентарных номерах и стоимости отсутствуют», – говорится в определении Арбитражного суда Красноярского края.
8 апреля Арбитражный суд Красноярского края постановил истребовать Норильскую железную дорогу из чужого незаконного владения. ПАО «ГМК “Норильский никель”» будет оспаривать это решение. «Решение является незаконным и необоснованным, поскольку в 1994 году НЖД была включена в план приватизации как неотъемлемая часть единого хозяйственного и имущественного комплекса “Норильский никель”. Исторически железная дорога строилась и эксплуатировалась как технологическая. Статус НЖД как технологической неоднократно подтверждался профильными экспертными организациями и компетентными государственными органами. Кроме того, законодательные ограничения на приватизацию не применялись в отношении НЖД в силу прямого указания законодательных актов, а исковое заявление было подано уже по истечении срока исковой давности», – говорится в сообщении компании.
Стоит добавить, что прошлой осенью транспортная прокуратура выиграла в суде другой иск против металлургического холдинга. Он касался деприватизации 30 морских причалов в Дудинке. Основания были такими же, как и в случае с железной дорогой. Это решение «Норникель» не опротестовывал, оно вступило в законную силу.
Алексей Бондарев
По материалам: “Октагон”