Родители все чаще выбирают для своих детей частные школы
Закончились вступительные экзамены в профильные и частные школы России. Они показали, что частное образование становится в стране все более востребованным. Эксперты отмечают тенденцию: спрос на частные школы растет параллельно с усилением патриотического воспитания в государственных учебных заведениях.
Ученикам 6–8-х классов Красноярского края предложили изучить речь президента и поговорить о том, почему соседи становятся врагами. В школы региона также направили рекомендации по проведению уроков истории, посвященных последним событиям на Украине, сообщает ngs24.ru. А 1 сентября 2022 года во всех школах страны будет введен дополнительный курс новейшей истории. Тем временем, в Белгороде, Чувашии и Тюмени появилась «Парта героя», посвященная военному, погибшему во время боевых действий на Украине. Как сообщают СМИ, на этом фоне начался массовый перевод детей из государственных школ в частные.
Качество образования от формы не зависит?
Сегодня спрос на частные школы в России зашкаливает. При этом частные школы не теряются и поднимают цены. Например, в школе «Летово», владелец которой, миллиардер Вадим Мошкович, попал под персональные санкции, стоимость обучения по программе IB DP выросла вдвое — с 1,4 млн рублей до 2,8 млн рублей, пишет The Moscow Times. В других школах рост цен в среднем составляет 20%.
Тем временем в государственных школах обещано новшество из прошлого. В России разрабатывается программа классных часов на общественно-политическую тематику, рассчитанных на 32 недели. Об этом в ходе «Классного марафона» заявил глава управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
«Качество образования от формы не зависит, – считает заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор центра образования № 109 Евгений Ямбург. – Частных школ сейчас меньше 1%, и их выбор зависит, как правило, от родителей. Чаще всего частные школы выбирают для детей с проблемами в развитии. Что касается идеологии и классных часов, связанных с политикой, нам всем, по моему мнению, надо избавиться от ненависти и агрессии. Если и проводить классный час, то о трагедии двух народов. У меня нет симпатии к фашистам, но я против украинофобии. В этой связи вспоминаю показательный случай из истории. Однажды в Освенцим привезли на экскурсию детей, среди которых оказался внук коменданта концлагеря. Узнав о зверствах фашистов, он заплакал. На это раввин ему ответил: «Мальчик, ты ни в чем не виноват».
Однако считать, что только идеология – причина массового перехода детей в частные школы, было бы ошибкой.
«Российские частные школы сегодня предлагают очень интересные программы. Это новые образовательные практики, новые образовательные пространства, команда профессионалов подбирается очень тщательно. Частные школы сегодня предлагают очень высокий стандарт образования, там используют современные педагогические концепции. И эти концепции работают, речь идет не просто о предметных академических достижениях, это формирование мотивации, умения делать выбор, коммуникации. Это в конце концов счастливое проживание периода становления в жизни», – рассказывает «НИ» кандидат экономических наук, директор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ирина Абанкина.
Кому по карману частная школа
Стоимость обучения в частных школах по карману не каждому. Например, в «Новой школе» в 2022−2023 учебном году стоимость обучения составит для поступивших в 2019—2020 учебном году и позже — 770 000 рублей в год, по 77 000 рублей в месяц за каждый из 10 учебных месяцев. В «Хорошколе» стоимость гимназии в 5-11 классах и IB DP обойдется в 144 000 ₽/месяц и соответственно 1 440 000 ₽/год, а вот дипломная программа Международного бакалавриата (IB DP) в 10-11 классах будет стоить 234 000 ₽/месяц и 2 340 000 ₽/год. В школе «Летово» стоимость обучения в этом году приближается к 2,8 млн в год.
Однако, практически все дети, поступающие в «Летово», получают стипендию, которая зависит от доходов семьи. «Начнем с того, что себестоимость обучения в «Летово» действительно высока. Но себестоимость — это сумма, которую сама школа тратит на одного ученика в месяц, в нее входит оплата не только основного курса учебы, но и абсолютно всех кружков, секций, спецкурсов, учебных материалов и оборудования, проживания на кампусе. Мы прекрасно понимаем, что для семей многих наших абитуриентов оплата себестоимости в полном объеме просто невозможна. Именно поэтому и был создан Стипендиальный фонд «Летово», чтобы возможность учиться в нашей школе была у каждого, кто успешно сдаст экзамены. 23% учеников обучается абсолютно бесплатно, в общей сложности 80% семей получили стипендию от фонда в необходимом размере», – пояснили нам в школе «Летово». Система стипендий существует и в других частных школах. «Все частные школы стараются найти возможность дифференциальной оплаты. Это гибкость финансовой политики. Повышение цен за обучение связано сейчас с тем, что растут тарифы, повышаются требования к оплате труда, но главное – это оснащение школ. Много приходится инвестировать в цифровую образовательную среду», – поясняет директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Кто и почему уходит из государственных школ
Современные частные школы очень разные. Среди них есть конфессиональные и национальные; элитные и общинные; школы, созданные по типу чартерных (Charter School) или школ «свободного» типа (Free School) и многие другие. Даже среди казалось бы «обычных» частных школ каждая имеет свою специфику: «Газпром школа» и «Летово», «Точка будущего» в Иркутске и школа “Наследник” в Москве. Большинство из них дают детям образование, выходящее за рамки предоставляемого государственными школами.
Кто же выбирает сегодня частные школы? «Это те, кто инвестирует в образование своих детей, то есть в будущее. И это выбор не только в пользу мотивации, но и окружения: среди кого учится ребенок, достаточно важно. Частные школы – это не убогие пространства закрытых классов с замкнутой коридорной системой. Это пространство для совместного творчества, обсуждения, общения. Уходят туда и те, кто не доволен жесткостью учебных планов новых образовательных программ, формализмом, бюрократией в государственных школах. Есть в государственных школах и еще один негативный аспект: это выдавливание ребят с особыми образовательными потребностями, особенных детей. Они уходят в частные школы, где им могут уделить больше внимания, где им подбирают специальные программы, где с ними занимаются педагоги, потому что инклюзия, написанная как лозунг, в массовой школе у нас не реализуется», – считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Так, в «Хорошколе» в перечне услуг указано: «тьюторское сопровождение для детей с 5 класса и кураторство; саппорты – индивидуальная поддержка учащихся по отстающим предметам; профориентация; медицинское сопровождение».
«Есть мнение: если у ребенка проблемы в развитии, он выбирает частную школу. Но на самом деле государственная школа дает сегодня всё необходимое психолого-педагогическое сопровождение. Одаренность часто приводит к шизоидности. У таких детей часто психологичиские проблемы: получил «четверку» – стреляет в учителя, не получил первое место на олимпиаде – нервный срыв. И вообще Нади Рушевы, как выяснилось, долго не живут ( Надя Рушева – одаренная юная художница, скончавшаяся в возрасте 17 лет– прим. Ред.). С ними надо обращаться, как с хрустальной вазой. Тут нужна очень тонкая работа», – считает заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор центра образования № 109 Евгений Ямбург.
Исследования показывают, что помимо частного образования с каждым годом всё больше детей в России переходят на домашнее обучение. Даже федеральная статистика фиксирует рост числа таких ребят в полтора раза по сравнению с 2018/2019 учебным годом, когда их было немногим больше 30 тысяч. Кому-то не нравится качество образования в государственных школах, другим не хватает индивидуального подхода, а кто-то хочет больше времени проводить с семьёй. В России семейное образование чаще всего выбирают по следующим причинам: неудовлетворенность школьным образованием — 52 % родителей ( они считают, что школа не рационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования); психологические проблемы у ребенка — 38 % родителей. «Причина в том, что формирование своей собственной образовательной программы с личностной системой ценностей становится более важным элементом. Это один из трендов современного мира», – считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Так или иначе, стремление сформировать у детей свою, «не массовую» систему ценностей становится тенденцией среди российских родителей. Вопрос лишь в одном: есть ли для этого средства и возможности.
Фото: pixabay.com
Ирина Мишина
По материалам: “Новые Известия”