Без права выбора

Почему жители Петербурга сплотились против реновации

В Петербурге разворачивается беспрецедентное общественное движение против «реновации». Тысячи горожан, которые опасаются попадания в программу принудительного переселения, объединяются в чаты, изучают законы и готовятся защищать свои «хрущевки». К чему это может привести – в материале «Новых известий».

Закон о комплексном развитии территорий парламент Санкт-Петербурга принял на последнем перед каникулами заседании. Документ предполагает выделение девелоперам участков с советской застройкой с 1957 по 1970 годы под снос. Жители получат взамен новое жилье или денежную компенсацию. Против закона голосовали несколько оппозиционных депутатов, но их голосов не хватило для того, чтобы отправить документ на доработку.

К новому формату реновации несколько претензий. Во-первых, жителей могут переселить из обжитых районов на окраину города. Никаких ограничений на выбор компенсационного жилья просто нет, куда застройщик захочет, туда и переселит.

Во-вторых, процедура попадания в КРТ максимально не прозрачна. Власти издают постановление о создании территории под комплексное развитие, и у жителей есть 90 дней на то, чтобы собрать общее собрание собственников дома и проголосовать за или против переселения. Чтобы выйти из программы, нужна минимум треть голосов собственников. Если жители не увидят вовремя свое распоряжение, если не успеют провести собрание или не наберут нужного количества голосов, дом снесут.

Несмотря на то, что закон о КРТ практически не обсуждался в парламенте, его не анонсировали, не разбирали по косточкам, не было никакой общественной или медийной дискуссии, эта тема буквально захватила общественно пространство города. Петербуржцы, живущие в районах, потенциально подпадающих под КРТ, всего за неделю объединились в чаты противников. В общегородском чате более 3600 человек, чатов домов насчитывается уже более 90. По оценке главы муниципального образования №72 Павла Швеца, общее количество людей во всех группах перевалило за 10 000.

«Вопросов по КРТ очень много, у меня лично их около 30, я намерен задать их губернатору Александру Беглову и спикеру Закса Александру Бельскому, – говорит собеседник, – при этом в моем муниципалитете почти все дома подпадают под программу. Каждый день звонят люди с расспросами. Когда и кем будет приниматься решение, какие кварталы и как будут включаться в КРТ? Как будет формироваться стоимость для компенсации, уже пошли слухи, что от кадастра, а если от рыночной цены, то какова цена дома, приговоренного к сносу? Не получится так, что человек переедет из трешки в однушку, потому что цена совпала? Как сейчас продавать эти квартиры, которые потенциально могут быть снесены? Это как обвал акций, за секунду цена упала, квартиры обесценились. Что будет с ипотеками, с соцнаймом?».

В многочисленных чатах люди находят соседей, обсуждают, кто будет следить за сайтом правительства города, где должны публиковать постановления, кто-то собирает подписи под обращением к депутатам Закса, чтобы внести в закон поправки, кто-то готовит листовки с разъяснениями для соседей, которые не сидят в мессенджерах.

По словам депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, ничего удивительного в столь быстрой реакции общества на закон о «реновации» нет. Если проект запустят, это сломает привычный образ жизни огромного количества людей. По оценке Вишневского, в «хрущевских» районах живет до миллиона человек.

«Люди крайне обеспокоены, закон неприемлемый, по нему человека могут переселить куда угодно, можно сносить дома независимо от технического состояния, при этом людям трудно защититься от этой опасности, – говорит депутат. – То, что люди быстро организовались, это совершенно нормально, у них есть реальная угроза лишиться жилья и привычного образа жизни. Быть переселенным из уютных, зеленых, комфортных кварталов, где все есть: метро, транспорт, парки, магазины, больницы, школы. На это люди всегда острее реагируют, чем на нарушения на выборах, запреты митингов и многое друге. И думаю, что хорошо, что объединяются. У меня прошла встреча с активистами Московского района, но туда приезжали люди из Черной речки и Охты. Мы выработали определенный план действий».

По словам активистов, план А подразумевает попытку внести поправки в закон и закрепить обязанность застройщика представить жилье в том же районе или даже муниципалитете. Кроме того, будет предложена поправка, которая запрещает сносить дома с износом менее 70%, то есть в КРТ смогут попасть действительно старые и проблемные дома на пороге ветхости. План Б предполагает решение проблемы каждого дома индивидуально, для этого и надо организоваться с соседями, «поймать» постановление и проголосовать против в положенные сроки.

«Очень важно, чтобы люди объединялись с другими домами, – говорит Вишневский, – если один дом отобьется, а соседний нет, то у жителей отбившегося дома есть риск жить на стройке несколько лет и получить в соседи 30-этажную высотку. Закон так составлен, что в зоне КРТ застройщик может игнорировать градостроительные документы, такие как генплан, правила застройки и планировки».

Глава муниципалитета №72 Павел Швец отмечает, что закон запустил интересный процесс в городском обществе. Люди начали знакомиться, появилась самоорганизация.

«Раньше такого просто не было, обычно люди в новых ЖК быстро организуют чаты, обсуждают общие проблемы и вопросы, – говорит депутат, – в старом фонде такого нет, потому что быт отлажен. Я даже благодарен городской власти за это. Закон привел к самоорганизации людей, это поможет им взаимодействовать с управляющими компаниями, и теми же властями. Это хорошее следствие из плохо закона. Все это выросло буквально за неделю. Люди сами делают листовки, распространяют среди пожилых соседей. Думаю, что недовольных темой КРТ будет еще больше, потому, что она ничего хорошего не сулит. Думаю, и власти это понимают, так как никто публично не выступает за закон. Обычно власти что-то принимают и начинают убеждать людей, что это благо, показывают красивые картинки, выступают лидеры мнений, депутаты, а тут – тишина. Все сделано в интересах строительного лобби. Если смотреть на федеральный закон, то слова «гражданин» там вообще нет. Цель – обеспечить количество вводимого жилья. Минстрой дает показатели, для Петербурга это 3,5 млн квадратных метров в год. И город должен их обеспечить, чтобы был хороший рейтинг. Возможностей для такого строительства все меньше: либо города-спутники, либо стройка на месте промзон. А можно возбудить спрос на жилье можно и таким образом: переселить часть людей за КАД и в районах с хорошей инфраструктурой начать строить 30-тиэтажные дома».

Собеседники «Новых известий» полагают, что первая конкретика по участкам, отданным под КРТ, может появиться не раньше следующего года, потому что еще не все механизмы прописаны. При этом в 2024 году в Петербурге ожидаются муниципальные выборы. На теме «реновации» могут вырасти новые лидеры, которые пойдут в депутаты на волне недовольства переселением.

«Оппозиция в городе задавлена, многие уехали, а людей закон всколыхнул. Я вижу таких лидеров районах, которые готовы вкладывать свои силы в то, чтобы отстаивать свои дома, есть местные активисты», – заключил Павел Швец.

Фото: pixabay

Александр Дыбин

По материалам: “Новые Известия”

Ранее

Нет самострою!

Далее

Великое китайское автовторжение

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru