Урал прирастает новыми предпринимателями

“Когда люди оказались в ситуации локдауна, им пришлось учиться привыкать к новому формату получения товаров и услуг”

В регионах Большого Урала за прошедшие полгода зафиксирован резкий рост регистрации новых бизнесов, что удивляет на фоне ожидавшегося замедления экономической активности. По мнению экспертов и участников рынка, причинами стали как оптимизация расходов действующих компаний и осваивание освобождающихся ниш, так и повышение предпринимательской активности в муниципалитетах второго и третьего эшелонов, у жителей которых во время пандемии изменились потребности.

Согласно статистическим данным сервиса «Контур.Фокус», прирост новых компаний в регионах УрФО, в Башкирии и Пермском крае за январь – июнь 2022 года составил 27 процентов относительно аналогичного периода прошлого года. Больше всего предприятий и ИП появилось в Свердловской области (15,1 тыс. регистраций), Башкирии (12,4 тыс.) и Челябинской области (10,6 тыс.). А самые высокие темпы прироста за счёт эффекта низкой базы 2021 года показали Пермский край (42,7 процента), Курганская область (32,3 процента) и Ямало-Ненецкий автономный округ (32,1 процента).

Учащения регистрации новых бизнесов никто не ожидал, учитывая ежемесячное расширение санкций в отношении России. Предполагалось, что экономическая активность либо окажется в стагнации, либо пойдёт на снижение. Однако число компаний увеличилось почти во всех отраслях, в некоторых – чуть ли не вдвое.

Сферы строительства и торговли оказались в лидерах по темпам прироста во всех регионах Урала. Произошёл и резкий взлёт регистрации компаний, ориентированных на онлайн-торговлю. Например, в Пермском крае сегмент прочей торговли (куда входит онлайн-торговля) вырос на 86,7 процента, в Свердловской области – на 73 процента.

Интерес к сфере онлайн-бизнеса вполне понятен: это своего рода отложенный эффект пандемии, пояснил «Октагон.Урал» директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев. По его словам, увеличилось и количество самозанятых.

– Когда люди оказались в ситуации локдауна, им пришлось учиться привыкать к новому формату получения товаров и услуг. Многим это понравилось, поэтому появился спрос, который сейчас удовлетворяет бизнес. Следуя этому тренду, больше предпринимателей стали выходить на маркетплейсы: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», – говорит он.

Как заявляют участники рынка, бум на некоторых направлениях потянул за собой и развитие связанных с ними отраслей. Например, в Свердловской области количество новых компаний в сфере туризма выросло на 44 процента – с 300 в прошлом году до 450 в текущем.

– Сфера туризма планомерно растёт со времён пандемии, и текущая международная ситуация только подстегнула развитие отрасли. Компании активно работают над улучшением внутреннего туризма, что тянет за собой развитие других отраслей – строительства, сферы общественного питания, – комментирует заместитель председателя комитета «Деловой России» по туризму у Леонид Гункевич.

В частности, возникший спрос на глэмпинги привёл к развитию строительной отрасли – это и стройматериалы, и строительные услуги. Впрочем, как признаются специалисты, создание новых компаний не всегда говорит о расширении самой ниши.

– Мы на рынке работаем уже давно и создали новую проектную компанию для оптимизации своих затрат. В целом же пока со строительством не так всё гладко – заказы, конечно, есть, но их меньше, а стоимость проектов ниже, – сообщил генеральный директор башкирской строительной компании «Юнион» Александр Краснов.

По словам опрошенных «Октагон.Урал» предпринимателей, многих к созданию организации подтолкнули освободившиеся ниши.

– Наша компания занимается продажей тканей и фурнитуры для пошива нижнего белья. Это очень узкая ниша, но мы были уверены, что на рынке для неё есть место. Рассчитывали на больший спрос, но из-за международной ситуации и блокировки Instagram (Признан в России экстремистской организацией. – τ.) у нас продажи упали. Потом начались проблемы с оплатой и международными переводами. Но сейчас вроде ситуация налаживается, и мы видим, что ниша для нашей продукции есть, – поделилась партнёр курганского интернет-магазина Fabrika Ксения Кудряшова.

По словам генерального директора челябинской компании по ремонту железнодорожных путей «Матик» Сергея Бояркина, его выход на рынок был связан с растущим запросом на качественных подрядчиков по ведению ремонтных работ.

– Я сам долгое время проработал в структурах РЖД и решил уйти в свободное плавание. Для этого сейчас есть возможность: инфраструктура сильно изношена и требует качественного ремонта. На это есть спрос, – подчеркнул собеседник.

Некоторые предприниматели открывали компании в новых для себя отраслях с целью вложить сверхприбыль, полученную в марте – апреле текущего года.

– Наш бизнес работал в сфере госзакупок в нефтяной отрасли. И когда началось закрытие Европы, нефтяные компании начали усиленно закупать впрок различные товары, делать запасы. Мы попали в эту волну, получили хорошую прибыль и сейчас решаем, куда инвестировать излишки. Знаю, что кто-то из коллег вкладывает в общепит, открывает рестораны, кто-то занимается IT-проектами, а кто-то открывает новое производство, – рассказал один из представителей бизнеса Тюменской области.

Но, судя по статистике регистраций, создание производственных организаций пока не в приоритете у предпринимателей. В среднем прирост на этом направлении ниже, чем в других отраслях.

В последние месяцы наблюдается взрывное развитие бизнеса в муниципалитетах второго и третьего эшелонов. Если долгое время активное бизнес-сообщество в основном сосредотачивалось в столицах регионов и городах-сателлитах, то сейчас тренд развернулся в сторону малых муниципалитетов. Это, в свою очередь, привело к учащению покупки франшиз как наиболее простого инструмента для начала бизнеса.

– Франшиза – далеко не новый инструмент. Раньше он хорошо развивался в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском, а сейчас открывают бизнес по франшизе и предприниматели из небольших муниципалитетов и даже посёлков. Я знаю одну пиццерию, которая буквально за пару месяцев открыла порядка 30 точек в области по франшизе, – отмечает Валерий Пиличев.

«Да что пиццерии – в малых городах стали пользоваться спросом такие бизнес-проекты, о которых там раньше не слышали: груминг-салоны, барбершопы, школы программирования. Раньше этого в муниципалитетах не было, а сейчас есть, так как на это появился спрос». – Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

Заинтересованность в новых форматах подтверждают и сами бизнесмены. Как пояснила изданию владелица крафтового кафе в Артёмовском (Свердловская область), внимание к новому заведению оказалось высоким благодаря популярности подобного формата в Екатеринбурге, куда часто ездила местная молодёжь.

Как утверждают эксперты, в ближайшие месяцы увеличение числа зарегистрированных компаний должно продолжиться, поскольку предприниматели активно меняют бизнес-модели и осваивают новые ниши. Но долгосрочные прогнозы пока туманны.

– Сложно сказать, как бизнес будет себя чувствовать к новому году. Но одно мы знаем точно: он живёт в любых условиях. Например, на Урале очень много производителей классных, эксклюзивных товаров. Раньше они продавали их через соцсети, а сейчас активно ищут другие каналы сбыта. Для них мы недавно открыли магазин «Имена» в торговом центре VEER Mall и бутик в креативном кластере «Домна» на Вайнера в Екатеринбурге. Также запущен маркетплейс, и мы видим, какой ажиотажный на него спрос со стороны производителей. Я думаю, что малый бизнес будет развиваться и активно занимать освободившиеся ниши, – заключил Валерий Пиличев.

Фото: pixabay

Игорь Лесовских

По материалам: “Октагон”

Ранее

Великое китайское автовторжение

Далее

Особенности и преимущества алюминиевых окон

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru