Россия может построить Китаю флот «Голубой воды».
Сегодня начинается визит Владимира Путина в Китай. Уже известно, что будет подписан контракт на поставку газа, а спустя некоторое время еще один, гораздо более масштабный. Россия также готова помочь Китаю в развитии военной и гражданской авиации, будут заключены договора и по этому направлению. О необходимости диверсификации поставок российского газа, о переориентации с Запада на Восток эксперты говорили уже давно, теперь эти разговоры будут материализованы. Цена вопроса лишь в цене газа. И некоторые подвижки в военно-техническом сотрудничестве России и Китая призваны сделать эту цену более благоприятной для России.
Другое дело, что нам уже давно следовало начать серьезное сотрудничество с естественным геополитическим союзником (по крайней мере в среднесрочной перспективе) , чтобы помочь ему более эффективно отражать те угрозы, которые успешно создают Китаю США, разжигающие перманентные конфликты КНР с соседним государствами.
Бывший посол Китая в России Ли Гучан накануне визита Владимира Путина дал интервью агентству Синьхуа, в котором дал нарисовал детальную и наглядную картину того, как США ведут геополитическую агрессию против двух ядерных сверхдержав:
«Вашингтон пытается ослабить Россию и Китай, что побуждает их к более тесному сотрудничеству. Пекин и Москва убеждены, что мир должен быть многополярным, и больше не могут видеть, как во всем мире едят только гамбургеры… Позиция стран такова, что международные дела должны решаться народами всех стран, в мире не должно господствовать какое-либо одно государство. Сотрудничество между Китаем и Россией имеет огромное влияние на международные и региональные дела, поэтому они являются важным фактором стратегического баланса. Если не будет этого влияния, то в современном мире возникнет дисбаланс, и американская гегемония станет более бесконтрольной».
Фактически это официальная позиция руководства Китая, выраженная как бы неофициально. И это означает, что в ходе переговоров Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином заинтересованность в их успешном результате будет взаимной.
Такая ситуация возникла благодаря излишнему геополитическому энтузиазму Барака Обамы, который в своем сверхмотивированном стремлении загладить вину перед поставившими его на американское «хозяйство» элитами за провалы в Сирии и на Украине, уравновесил их подталкиванием соседних с Китаем государств на откровенные провокации против Поднебесной, которые в иной ситуации, если бы во главе КНР стояли менее хладнокровные лидеры, могли бы спровоцировать открытые военные столкновения. 6 мая два китайских рыболовных судна были захвачены филиппинским военным кораблем вблизи рифа Баньюэцзяо архипелага Наньша. Это спорные острова, в районе которых имеются обнаружены нефтегазовые ресурсы. Фактически США подтолкнули Манилу на такой шаг подписанием военного пакта о безопасности, возвращающего американские военные базы на территорию Филиппин.
Америка подтвердила свои военные обязательства и перед Японией, имея в виду возможный военный конфликт Китая с Японией по поводу островов Сенкаку, где также богатые нефтегазовые месторождения.
США спровоцировали руководство Вьетнама (и Китай прямо обвинил их в этом) на кровавые расправы с китайскими гражданами , находящимися на территории Вьетнама и разгром их предприятий. Сейчас в срочном порядке около четырех тысяч китайцев покидают Вьетнам. Стоит вспомнить, что в 1979 году в очень похожей ситуации начался китайско-вьетнамский вооруженный конфликт.
Таким образом, Америка просто подталкивает Россию и КНР к максимально тесному сотрудничеству и стратегическому партнерству, о котором не так давно не приходилось и говорить. Сотрудничество это будет прежде всего в экономической сфере, во многом в силу того, что США в рамках своей стратегической линии на реиндустриализацию намерены закрывать свои предприятия на территории Китая.
Те соглашения, которые намечено подписать, будут подписаны. Я же хочу сказать о тех возможностях, что имеются у России, чтобы не просто пополнить свой бюджет за счет диверсификации газовых соглашений и расширения ВТС.
Есть такие варианты развития двухстороннего сотрудничества, которые могут создать столь серьезные проблемы США, хоть и не в ближайшей перспективе, которые спутают все геополитические расклады Дома и Холма, и отбросят Америку на периферию мировой геополитики.
И вчера, и сегодня, и в обозримом будущем, главный враг Китая — военно-морской флот США. Китай устремлен на экспансию в АТР. Его интересуют богатые углеводородами спорные территории, да и просто расширение своей сферы влияния в этом регионе. Для России эта ситуация крайне выгодна. Если наш гигантский сосед устремлен в противоположном направлении от наших границ, то это для нас несомненное благо.
Все вероятные конфликты Китая с сопредельными государствами, с которыми у него территориальные споры, могут иметь и мирное решение. Никому не хочется решать пограничные проблемы с мировой сверхдержавой военным путем. Но США целенаправленно подстрекают Японию, Филиппины и Вьетнам
к провокативным действиям. Ни одна из вовлеченных в территориальные споры сторон в такой ситуации не может уйти «с ринга», не ответив обидчику, так как не хочет «потерять лицо». И уже много лет ситуация в АТР благодаря искусному стравливанию региональных акторов Америкой, держится в накаленном состоянии. Это тормозит не только нормальное развитие двухсторонних отношений Китая со своими соседями, но и ставит под вопрос возможность реализации одного из альтернативных проектов глобализации, а именно ротшильдовского плана отказа от доллара как мировой валюты и замены его несколькими региональными валютами, одной из которых должен стать китайский юань. Этот проект возможен при одном условии — при стратегическом союзе между Китаем и Японией. Непродуктивность нескончаемой вражды между Китаем и Японией прекрасно понимают руководители обеих стран, но они не могут выпутаться из липкой паутины американского византийства.
Наша справка:
В средние века у Китайской империи был мощный морской флот, основа ее геополитического могущества. Упадок военной мощи и в первую очередь флота, стал одной из причин последующего упадка и самой империи. В середине 15-го века огромная армада в триста с лишним военных кораблей огромного размера (до 150 метров длиной) под командованием адмирала Чжэн Хэ избороздила весь Индийский океан и берега Юго-Восточной Азии. Были приведены к покорности императору Поднебесной многие царства. В мировой истории не встретить столь бескровного и масштабного завоевательного похода.
Но в один «прекрасный» день императорские чиновники решили, что империи обременительно содержать столь огромный флот. И великого флота не стало. А затем и великой империи.
Многие исследователи считают, что китайцы лишь по какой-то случайности не открыли для себя Европу, немного не доплыв до нее. Но мне представляется. Что это преувеличивает возможности китайских мореходов и ктиайского флота, который не был океанским, а всегда был флотом «желтой воды», то есть прибрежным. Посмотрите на карту экспедиций Чжэн Хэ — все его походы проходили вдоль побережья, за исключением двух плаваний в хорошо изученных водах Индийского океана.
В чем причина? В конструкции китайских судов. Длина крупного корабля составляла примерно 44 чжана (3,2 метра), а ширина — 18 чжанов. Соотношение длины и ширины, которое определяет мореходные качества — 2,4. Максимум — 4 или 5. А у кораблей испанцев, португальцев и англичан — 7 или даже 8. То есть корабли обладали высокой скоростью и маневренностью и могли преодолевать тысячи миль океанских просторов и вести маневренные морские сражения. Китайские же корабли такими качествами не обладали.
У сегодняшнего Китая сильнейший флот «Желтой воды». У КНР 60 дизельных подводных лодок — больше всех в мире. 28 эсминцев — на третьем месте после США и Японии. Самая мощная в количественном отношении морская авиация берегового базирования. Это, конечно, не прибрежный флот в буквальном смысле этого слова, но явно и не океанский флот «Голубой воды», который бы мог бросить вызов гигантскому американскому флоту, основу которого составляют 12 ударных авианосцев и соответственно авианосных групп. Океанский флот Китая довольно скромен.
Строительство такого флота является главной задачей, которая стоит перед китайским ВПК.
Сегодня Китай располагает одним учебным авианосцем «Ляонин», бывшим тяжелым авианесущим крейсеров «Варяг», купленным у Украины по цене металлолома (откаты,видимо, были на порядок больше).
Наша справка:
На протяжении всех 23 лет своей независимости Украина непрерывно продавала Китаю вооружения и военную технику. В 2002 году были приобретены станции пассивной радиоразведки «Кольчуга». До сих пор находится в стадии реализации сделка по продаже с Украины в Китай самых больших в мире кораблей на воздушной подушке (КВП) проекта 12322 «Зубр». Эти корабли производятся как в России, так и на Украине. Сначала Китай вел по ним переговоры с Россией, однако та поставила условие закупки не менее 10—15 КВП. Украина же согласилась продать всего четыре корабля и передать Китаю всю техническую документацию на них, причем без согласия российской стороны.
Исключительно велика роль Украины в создании китайского авианосного флота. Первым его кораблем стал авианосец «Ляонин» — бывший авианесущий крейсер «Варяг». Палубный истребитель J-15 для него создан на базе самолета Т-10К. И «Варяг», и Т-10К Китай приобрел на Украине («Варяг» был получен, по сути, даром, за $ 28 млн при стандартных ценах в несколько миллиардов долларов). Достройка и переоборудование «Ляонина» проходили с участием украинских инженеров. Также с помощью Украины создан китайский учебный центр палубной авиации на острове Хулудао, очень напоминающий аналогичный комплекс НИТКА в Крыму (он использовался для обучения российских корабельных летчиков с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», однотипного с «Варягом», пока в этом году Россия от него не отказалась, построив свой в Таганроге).
Крылатые ракеты, созданные на основе купленных на Украине Х-55, стали прародителями целого семейства ракет дальнего радиуса действия морского, воздушного и наземного базирования. На новейших китайских эсминцах установлены украинские газотурбинные двигатели. Китаю была продана технология производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам и технология обслуживания двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и Су-30.
Все эти годы Россия тормозила развитие ВТС с Китаем, справедливо видя в нем конкурента на рынке вооружений. Но оказалось, что есть и более высокий уровень справедливости, а именно законы геополитики.
Враг моего врага — мой друг. России выгодно помочь Китаю построить флот «Голубой воды» и его основу — ударные авианосцы.
Самостоятельно Китай такие авианосцы построить не может, по крайней мере в ближайшие 10-15 лет. Современный авианосец — это самое сложное из существующих инженерно-технических сооружений, гораздо сложнее, чем скажем, космический корабль. Для большинства стран,имеющих в составе своих флотов авианосцы, эти гиганты лишь фактор престижа, а реальной боевой силы они не представляют в силу постоянных аварий.
Неизбежность аварий заложена в самой конструкции таких кораблей, палуба которых подвергается постоянной ударной нагрузке от взлетающих и садящихся самолетов. Особенно «прославился» своей аварийностью французский авианосец «Шарль де Голль», корабль-катастрофа, который практически не выходит в море, а постоянно ремонтируется.
То же самое происходит, хоть и не в такой степени как у французов с американскими «Нимицами», половина из которых стоят в сухих доках и ремонтируются. Имея формально 12 авианосных групп, США могут единовременно вывести в море 4-5, не более.
Наша справка:
Несчастья, преследующие авианосцы, вызваны избыточно сложной конструкцией корабля и его гигантскими размерами. Это приводит к системной потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей – каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических проблем, приводящих к полной потере боеспособности корабля.
В отличие от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), которые постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, периодически разгоняясь до 250 км/ч. Отсюда – 260 метровая палуба, катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники и силовое оборудование.
Самолеты служат повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами. Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит энергетическая установка колоссальной мощности с системой отбора энергии для питания катапульт.
Авианосцы и авианосные ударные группы тем не менее стоят на вооружении всех государств, претендующих на геополитическую активность в мировом океане.
Стоимость самого современного американского авианосца «Джеральд Форд», спущенного совсем недавно на воду, составляет около 12 миллиардов долларов. Введенный чуть раньше в строй «Джордж Буш» обошелся в 6,5 миллиарда.
Стоимость разработки и строительства перспективного российского авианосца составляет 400 миллиардов рублей(11,5 миллиардов долларов). Стоимость постройки непосредственно авианосца составляет 80 миллиардов рублей(2,5 миллиарда долларов).
В ценовом аспекте конкуренцию России составить не может ни одна страна. Качественный уровень, если судить по «Адмиралу Кузнецову», в общем неплох. Те аварии , которые происходили при модернизации бывшего «Адмирала Горшкова» для индийского флота, были вызваны в основном неграмотными требованиями индийской стороны.
Россия будет разрабатывать и строить авианосцы для своего МВФ . Это категорический императив национальной безопасности. Если же мы решим помочь нашему китайскому соседу и стратегическому партнеру в строительстве 5-6 остро необходимых и ему авианосцев, то не только снизим и сведем к минимум нагрузку на бюджет, но и решим важнейшую геополитическую задачу — поможем Китаю более уверенно противостоять американской экспансии в АТР. Китайские авианосные группы уравновесят американскую гегемонию (мудрецы Поднебесной любят это слово) в бассейне Индийского океана и в морях Юго-Восточной Азии. Китай сможет приступить к решению своих насущных проблем по продвижению своих интересов в части территориальных споров по конфигурации морских границ с соседями. Придумывая какой-то ответ усилившемуся Китаю, Америка неизбежно ослабит натиск на западе России, что и входило в нашу задачу. Мы сможем спокойно «смотреть на пожар с противоположного берега», как гласит одна из китайских стратагем.
Что будет, если, Китай, «получив Лун, пожелает Сычуань»? Это эквивалент русской поговорки — дай палец, откусит по локоть.
Это вопрос настолько долгосрочной перспективы, что до нее еще дожить нужно. В геополитическом смысле этого нехорошей фразеологемы.
Масштабный контракт на строительство в России китайского флота «Голубой воды» принесет в наш бюджет десятки миллиардов долларов. Кроме того, сам факт подписания такого суперконтракта заставит США снизить градус агрессии.
Даже легкий намек на возможность таких намерений может сослужить нам добрую геополитическую службу. Что и входит в задачу данной публикации.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук