Кто мог подорвать трубы на дне
В Балтийском море на газопроводе «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» произошла диверсия. Такая информация появилась в СМИ сразу после того, как было объявлено о падении давления в обеих нитках этих газопроводов. Затем оператор газопровода Nord Stream AG сообщила о колоссальных разрушениях газопровода. Давление в трубах резко упало из-за появления огромных дыр, которые сами просто так не образуются. У оператора нет сомнений, что к таким разрушениям мог привести только взрыв. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопрос о диверсии на «Северном потоке» заявил: «Сейчас нельзя исключать ни одного варианта».
Как и кто мог организовать подобную диверсию, «МК» рассказал военный эксперт капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров. По его мнению, версия о диверсии очень правдоподобна и имеет под собой веские основания.
В частности, 22 сентября ФСБ предотвратила теракт на трубопроводе «Турецкий поток», где диверсант готовил аналогичный взрыв трубы. А значит, можно уже говорить о неких целенаправленных действиях против российской газовой отрасли.
– Нет никаких сомнений, – говорит Владимир Гундаров, – что против «Северного потока» однозначно была организована диверсия.
– В СМИ высказываются разные мнения. В частности, что якобы нитку могло задеть якорем какое-то морское судно.
– Во-первых, все судовладельцы знают, где проходят эти газопроводные нитки – а инцидент произошел конкретно в районе датского острова Борнхольм – якоря там, естественно, никто бросать не будет. Во-вторых, даже если бы этот якорь бросили, и он даже задел газопровод, то не смог бы пробить нитку. Для этого требуется куда большая сила воздействия. Так что это однозначно было диверсия и, вероятнее всего, совершили ее англичане.
– Вы считаете не украинцы? Именно англичане? Но почему?
– Потому что им это выгодно, и потому, что у них имеется такая возможность. База морского спецназа Великобритании находится в Норвегии севернее Тромсе. Это бывшая норвежская военная база «Олавсверна», вырубленная внутри горы для захода подлодок в те же годы, что и шведская Муске. Подземный тоннель прокладывали норвежские инженеры, а фортификацией занимались англичане.
Официально «Олавсверна» перестала быть объектом норвежского флота еще в 2002 году. Но англичане на ней продолжали оставаться. Выяснилось это случайно, когда британская The Times написала о гибели на этой базе в результате несчастного случая командира подразделения спецназа ВМС Великобритании подполковника Ричарда ван дер Хорста.
Потом был период, когда ее прикрыли и даже продали бизнесмену Гуннару Вильгельмсену, который сдал ее в аренду российской фирме «Севморнефтегеофизика», и там зимовали наши корабли «Академик Немчинов» и «Академик Шатский». Но затем в январе 2021-го компания WilNor Governmental Services AS (WGS), которая занимается поддержкой военных операций союзников, приобрела 66% акций Olavsvern Group AS, и база «Олавсверн» снова стала объектом НАТО. По планам Альянса, к началу этого года подземное убежище должны были восстановить для захода туда натовских подлодок и кораблей.
Нет сомнения, что британский морской спецназ туда тоже вернулся. Это их традиционное место пребывания.
– Морской спецназ – это какие-то подводные пловцы? Вы считаете, они могли совершить диверсию на нашем газопроводе? Но как?
– Да. Это боевые пловцы на подводных скутерах, которые могут выйти из надводного корабля, погрузиться, заложить мину, а затем отплыв, взорвать её дистанционно. Или поставить какое-то конкретное время на момент подрыва.
Возможно, что это могли быть подводные беспилотные аппараты, аналогичные тому, что нашли со взрывчаткой полупогружённым у берегов Крыма.
Кстати, такие аппараты есть и у Норвегии, и у Великобритании. Это обе страны НАТО. Норвегия, кстати, конкурент России по поставкам газа в Европу. Эти аппараты англичане и норвежцы испытывают уже не первый год. А теперь не только испытывают, но и производят. У них это направление очень развито.
– Но какой им смысл подрывать газопроводы?
– А смысл во всём этом очень даже простой: у Германии не должно остаться никаких шанса сейчас, в осенне-зимний период, начать принимать российский газ по Северному потоку.
– Мы можем как-то восстановить под водой эти трубы и снова начать прокачку газа?
– Конечно. Все эти дыры, которые образовались из-за взрыва, вполне можно и залатать. У нас есть подводные глубоководные аппараты «Мир», есть специалисты водолазы, занимающиеся подводной сваркой. Так что эти повреждения вполне можно устранить. Но сам факт такого теракта на газопроводе, безусловно, должен стать предметом международного разбирательства.
Фото: pixabay
Ольга Божьева
По материалам: “Московский комсомолец”