Генпрокуратура все-таки направила в Госдуму запрос о лишении неприкосновенности депутата Митрофанова.
В Госдуме назревает очередной скандал – Генпрокуратура прислала 20 мая председателю нижней палаты парламента Сергею Нарышкину представление о лишении депутата Алексея Митрофанова неприкосновенности. Глава депутатского корпуса направил прокурорскую бумагу в думский комитета по регламенту. Сам Митрофанов сообщил СМИ, что ему об этом ничего неизвестно. «Меня никто не вызывал, никто не беседовал», – сообщил парламентарий.
Председатель комитета Госдумы Сергей Попов сообщил журналистам, что представление Генпрокуратуры в отношении Митрофанова будет рассмотрено членами комитета 10 июня. «Комитет должен рассматривать (этот вопрос) в течение семи дней, то есть в начале следующей недели, но поскольку следующая неделя у нас региональная и специально никого мы не будем вызывать, поэтому по регламенту мы рассматриваем в начале первой пленарной недели, она будет 9 июня. Комитет у нас будет 10-го», – сообщил РИА «Новости» Попов.
Отвечая на вопрос по поводу перспективы представления Генпрокуратуры о лишении депутатской неприкосновенности, Попов сказал: «Будем обсуждать, будем смотреть. Это серьезные документы, их надо глубоко изучить, посмотреть. Комитет будет действовать по закону, здесь исключений не должно быть, все депутаты должны быть равны перед законом».
Проект представления о лишении депутатской неприкосновенности Алексея Митрофанова и даче согласия на привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу о хищении средств у предпринимателя в Генпрокуратуру направил Следственный комитет России (СРК). Официальный представитель СРК Владимир Маркин сообщил, что собранные доказательства « указывают на причастность Алексея Митрофанова к этому преступлению». Как полагает следствие, депутат входил в группу лиц, которые за 200 тысяч долларов «гарантировали» бизнесмену Вячеславу Жарову вынесение судебного решения по имущественному спору в его пользу.
«Собранные по уголовному делу доказательства указывают на причастность Алексея Митрофанова к этому преступлению. По версии следствия, помощник депутата Госдумы РФ Алексея Митрофанова Александр Деревщиков располагал информацией о рассмотрении 9-м Арбитражным апелляционным судом имущественного спора. Весной 2012 года группой лиц, в которую помимо Деревщикова вошел сам депутат Алексей Митрофанов, судебный пристав Али Кодзоев и Рашид Саутиев, был разработан план хищения денежных средств у предпринимателя мошенническим путем», – сказано в сообщении СКР.
«В ходе личной встречи Митрофанов заверил предпринимателя, что сможет повлиять на вынесение этого решения, используя свой административный ресурс», – подчеркнул Маркин.
Бизнесмен Вячеслав Жаров был соучредителем компании «Арктур-строй». Эта фирма в 2006 году строила элитный жилой комплекс на Кастанаевской улице в Москве. Проект оценивался в миллиард с лишним рублей. Однако у «Арктур-строя» не сложились отношения с партнером по стройке – компанией «Фарн-Трейд», и Жаров решил выйти из бизнеса. Поскольку его доля в уставном капитале составляла 50%, он через арбитраж отсудил свои 113 миллионов рублей. Его примеру вскоре последовал другой партнер, который забрал из компании свои 65 миллионов.
Весной 2012 года новый руководитель фирмы отправил в Арбитражный суд жалобу на решение отдать Жарову 113 миллионов рублей. Как в это время в жизни 64-летнего предпринимателя и появились «решальщики», которые обещали «разрулить» проблему и получить «правильное» решение арбитража. За свои услуги они попросили 200 тысяч долларов. Жаров, формально согласившись на помощь, обратился в полицию.
На переговорах вымогателей с бизнесменом, которые контролировались органами, присутствовал и депутат Митрофанов, который, по версии следствия, заверил Жарова, что может убедить суд встать на сторону Жарова.
Первый «транш» взятки в размере 2,25 миллионов рублей передавался в холле гостиницы «Ренессанс». Правоохранительные органы вели видеозапись, и после передачи денег взяли Деревщикова и Саутиева с поличным. Митрофанов в это время сидел за соседним столиком.
Помощник Митрофанова Деревщиков признал свою вину и пошел на сделку со следствием. В прошлом году суд приговорил его в двум годам лишения свободы. Приставу Саутиеву дали три года и присудили штраф в 500 тысяч рублей. Кодзоев скрылся от следствия, и был объявлен в розыск. Митрофанов проходил по этому делу свидетелем.
Позже Митрофанов , комментируя журналистам свое появление в отеле во время взятки, сказал: «Я каждый вечер бываю в публичных местах, которые посещают очень разные люди. Если в 10 метрах от меня будет сидеть грузинский вор в законе, это не значит, что мы готовим с ним преступление».
Следственный комитет в январе этого года уже обращался в Генпрокуратуру с предложением направить в Госдуму запрос о снятии депутатской неприкосновенности с Алексея Митрофанова. При этом следствие отмечало, что имеется достаточно свидетельств причастности депутата к вымогательству 200 тысяч долларов у бывшего соучредителя компании «Арктур-строй» Вячеслава Жарова за помощь в арбитражном разбирательстве в 2012 году. Но Генпрокуратура в феврале 2014 года этот запрос отклонила, сославшись на допущенные в ходе следствия нарушения. Сейчас, видимо, появились новые обстоятельства, благодаря которым генпрокурор все-таки решил дать ход процедуре лишения председателя комитата Госдумы по СМИ Алексея Митрофанова депутатской неприкосновенности.
Как отреагируют на представление Генпрокуратуры депутаты? Известно, что они «сдают» своих в исключительных случаях, которые можно пересчитать по пальцам. Митрофанов, напомним, во время последних думских выборов 2011 года в Госдуму прошел по партийным спискам «Справедливой России», куда переметнулся после многих лет членства в ЛДПР. Правда, уже в 2012 году за нарушение партийной дисциплины из своих рядов его выгнали и справедливороссы. Так что, по идее, недоброжелателей в Думе у Митрофанова хватает.
Тем не менее, когда разразился скандал со взяткой, коллеги, в том числе и по прежним фракциям, мягко говоря, не осудили Митрофанова. Например, депутат от ЛДПР Ян Зелинский в интервью интернет-изданию «a-komitet.ru» в феврале 2014 года, сказал: «Около года назад я просматривал видеозапись, на которой зафиксирован факт передачи денег. Помощник Митрофанова взял какой-то пакет, или чемодан, или конверт с денежными средствами, это не суть важно. Сам депутат всего лишь присутствовал при этом. Как юрист, я не вижу здесь никакого преступления с его стороны. Да, он знал, видел и так далее, но фактически он эти деньги не брал. (…) То есть, с точки зрения закона, Митрофанов невиновен. К ответственности его не привлечешь. (…) Да, шум, безусловно, будет. Погудят, и на этом все».
Весьма красноречивый и очень показательный ответ – погудят, и все.
Геннадий ШАЛАЕВ