Подъемник опустили

Как новая крымская власть разлюбила «вечного» арендатора канатной дороги на Ай-Петри Лери Сванидзе

Плато Ай-Петри – одна из достопримечательностей не только Крыма, но и всей Росии. В хорошую погоду отсюда открывается ошеломляющий вид на Большую Ялту. Природный туристический объект активно посещаем гостями полуострова. Не менее активны и те, кто желает развернуть здесь свой бизнес или контролировать тех, кто уже его ведет. Процесс возглавляет Совет министров Крыма.

В украинские годы хозяйничать на Ай-Петри собирались компаньоны Саши-стоматолога (сын президента в изгнании Виктора Януковича). В 2014 в программу социально-экономического развития Крыма и Севастополя, принятую правительством РФ, был включен план создания горнолыжного курорта в районе плато Ай-Петри, в рамках туристического кластера «Горы здоровья». С тех пор намерения и планы Москвы, Симферополя и Ялты относительно того, на кого посыплются доходы с горы, неоднократно менялись.

Аргументы и цифры

Ни воды, ни канализации на плато Ай-Петри нет. Снег лежит недолго, в этом году выпал только на Рождество, дорога от Соколиного большую часть года закрыта из-за ее чудовищного состояния, усугубляемого оползнями, угрозой сходя лавин. Вдобавок кому-то очень не понравилась идея создания конкурента раскрученному Сочи. Тему на время тихо замяли. В 2019 году Минкурортов Крыма объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы «Оценка возможности создания горнолыжного туристско-рекреационного кластера в районе гор Ай-Петри и Чатыр-Даг, Республика Крым». Что выяснили ученые, получившие 2 млн руб – неизвестно, о результатах вслух не объявили.

Длина канатной дороги – почти три тысячи метров. Подъем, который начинается в сосновом лесу Ялтинского горно-лесного заповедника, до высоты 1 153 м занимает 15 минут. Один вагончик может вместить 40 стоячих человек. Взрослый билет в одну сторону стоил 600 рублей, детям до 12 лет – 300 рублей. Детей до 6 лет возили бесплатно.

Канатка строилась 20 лет — с 1967 по 1987 годы. И горная троллейбусная трасса Симферополь – Ялта, и подъемник – как электротранспорт – подчинялась крымскому министерству ЖКХ. У него не было лишних денег, и к концу 1990-х годов эксплуатировать неухоженный подъемник стало просто опасно. Спасти важный туристический объект от уничтожения могли только частные инвесторы.

Семейный бизнес

Надежда Олефир в 1994 году выступила соучредителем ялтинского ООО «Олимп», основным видом деятельности которого заявлена перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками. Вскоре предприятием стал руководить супруг госпожи Олифер – Лери Сванидзе. При нем по тому же адресу Олифер зарегистровала еще и ООО «Стартинвест» – для такой же деятельности. Инвестиции предприятия спасли этот уникальный объект.

В 2000 году между ООО «Стартинвест» и Фондом коммунального имущества Ялтинского горсовета был (без конкурса) заключен договор аренды целостного имущественного комплекса пассажирской подвесной канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри» со сроком действия до 26.07.2010г. Подъемник сдали вместе с землей на нижней, средней и верхней станциях. Дополнительным соглашением срок указанного договора был продлен до 26.07.2020г. Администрация любила «Стартинвест», его стали называть бюджетообразующим для Южного берега, там круглый год работает около 100 человек. ООО удостаивается премии «Лучший налогоплательщик года», отмечаются принадлежащие ему объекты общепита. За 2021 год предприятие показало прибыль 43,5 млн руб.

Восстановление подъемника и успешная его эксплуатация сделали Лери Сванидзе популярным в городе, он стал делать административную карьеру в Большой Ялте: в 2010-2014 годах был Кореизским поселковым головой, членом украинской правящей «Партии регионов».

В 2014 году транспортное предприятие перерегистрировалось в российском правовом поле под тем же именем. А Лери Сванидзе стал весьма активным депутатом Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от партии «Единая Россия». Он работал на округе №13 – это поселок Кореиз (нижняя станция канатки находится именно там). И большая часть города Алупка.

Сванидзе избрали депутатом горсовета и в 2019 году, но что-то пошло не так. В декабре 2020 года мэром Ялты становится Янина Павленко, и что-то для Сванидзе меняется. В феврале 2021 года он сложил депутатский мандат и перешел на работу в горадминистрацию Ялты, где возглавил департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Его супруга Надежда Олифер (с долей 67%) продолжала руководить канатной дорогой на плато Ай-Петри, пока ее не остановили, опечатав в начала октября 2022 года.

До того

В июне 2020 года администрацией города Ялты принято постановление № 1625-п «О передаче в аренду на новый срок «Стартинвесту» без торгов канатной дороги» на новый срок – очередные 10 лет. Однако в июле отменяет это собственное постановление. Не согласившись с этим, ООО «Стартинвест» обращается в арбитражный суд и проигрывает его на том основании, что самый первый договор аренды был заключен без конкурса.

«Доводы заявителя не находят своего подтверждения в материалах дела», – констатирует суд. В удовлетворении заявленных требований «Стартинвесту» отказано.

Суды следующих инстанций «Стартинвест» тоже ожидаемо проиграл. Его обязали вернуть департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым все арендованное имущество (46 пунктов). С осени прошлого года канатная дорога закрыта.

А в марте 2022 года пресс-служба Совмина сообщила о будущем строительстве многофункционального горно-рекреационного кластера «Горный Крым»: «Он будет построен на площади в 14,5 га в границах Ялты и будет включать станцию канатной дороги, биосферный парк, туристические и спортивные объекты, лечебно-оздоровительный и гостиничный комплекс уровня «четыре звезды» с консольным бассейном, а также апарт-отель, спа-комплекс, рестораны и другие объекты туристическо-развлекательной инфраструктуры».

Это при том, что Ай-Петри – особо охраняемая территория, крупнейший водосборник Южнобережья. То есть по закону там запрещена любая хозяйственная деятельность.

Имена потенциальных инвесторов в Крыму называть не принято, но в прессу в этом контексте все же просочилось название НКО «Фонд поддержки и развития физической культуры и спорта». Они якобы обратились в Минимущества Крыма с просьбой отдать им канатную дорогу с целью ее модернизации.

А в ноябре Ялтинский городской совет принял решение отказаться от бюджетообразующего предприятия и передать его в управление республики. Процесс заселения на Ай-Петри новых хозяев, очевидно, пошел. Потому что на днях канатную дорогу «Мисхор – Ай-Петри» распоряжением Совмина N 2243-р передали из ялтинской муниципальной собственности в казну Республики Крым. Согласно распоряжению правительства Крыма, в список передаваемого имущества включены три земельных участка общей площадью 0,53 га, здания трех станций, гараж и туалет, вагоны, лебедки, канат и прочее движимое имущество.

Фото: pixabay

Валерия Тихонович

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Добровольно-принудительная доплата

Далее

Bloomberg узнал о стремлении США сохранить уровень потолка цен на нефть

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru