Мельниченко намерен вернуть контроль над «Еврохимом» и СУЭК
Миллиардер Андрей Мельниченко планирует вернуться в состав бенефициаров Firstline, контролирующего «Еврохим» и СУЭК. С просьбой к управляющим траста обратилась семья предпринимателя.
Об этом бизнесмен рассказал в интервью Forbes. Мельниченко полагает, что выход из состава бенефициаров Firstline Trust стал ошибкой.
Попытка избежать санкций
Долю в «Еврохиме» и СУЭК Мельниченко снизил до 0% в марте прошлого года. За день до включения в санкционные списки он вышел из числа бенефициаров.
Доля бизнесмена автоматически перешла его супруге Александре Мельниченко (Николич), имеющей гражданство Сербии и Хорватии. Источники Reuters заявляли, что с 2006 года она была второй после мужа в списке бенефициаров СУЭК и «Еврохима» в трастовых документах, что позволяло унаследовать активы, в случае смерти предпринимателя.
Тогда представитель Мельниченко называл ограничения Евросоюза «абсурдными и бессмысленными». Бизнесмен утверждает, что никогда не имел никакого отношения к политике. Основания для введения санкций миллиардер счел выдуманными.
В июне рестрикции затронули и Александру Мельниченко. По мнению властей Евросоюза, переход к ней доли в «Еврохиме» и СУЭК можно расценивать как попытку обойти ограничения, введенные против миллиардера.
17 мая миллиардер оспорил затронувшие его санкции в Общем суде Европейского союза. Позже аналогичный иск подала его жена.
А в декабре 2022 года Мельниченко посетил Южно-Африканскую Республику, призвав местных политиков выступить против европейских санкций. Он отметил, что формально ЕС не вводит рестрикции в отношении сельскохозяйственной продукции или удобрений, однако поставки все равно сокращаются. Из-за отказа страховщиков, банков и логистических компаний от сотрудничества, за год поставки удобрений сократились примерно на 9 миллионов тонн.
Ошибочное решение
В интервью Мельниченко признает, что решение о выходе из состава бенефициаров оказалось ошибочным. Миллиардер признается, что таким способом он пытался обеспечить бесперебойное функционирование компаний, контролируемых трастом, на время, «пока продолжается экономическая война».
Введенные в отношении супруги рестрикции Мельниченко считает несправедливыми. «Она не имеет никакого отношения к моему решению о выходе из состава бенефициаров траста и уж точно никакого отношения к трагедии на Украине. Но тем не менее она стала первой в истории Европы гражданкой Евросоюза по праву рождения, попавшей под санкции, не имея при этом гражданства страны, против которой они направлены», — пояснил бизнесмен.
Он отметил, что в результате выход из состава бенефициаров принес его семье ненужные неудобства, а проблемы так и остались нерешенными.
«В этой связи наша семья уже обратилась к трастовым управляющим и регуляторам с предложением вернуться к состоянию, неизменно сохранявшемуся с основания трастов до момента моего выхода из состава бенефициаров», — заявил Мельниченко.
Есть ли шансы
Акции «Еврохима» и СУЭК находятся в собственности дирекционного траста, зарегистрированного на Бермудских островах. До введения санкций доля Мельниченко в «Еврохиме» составляла 100%, а в СУЭК — 92,2%.
По мнению эксперта по санкционному праву, адвоката Сергея Гландина, намерения самого Мельниченко еще не означают, что он сможет вернуть контроль над «Еврохимом» и СУЭК. Все будет зависеть от того, какое решение примут управляющие трастом. «По общему правилу трасти может его назад и не пустить», — пояснил юрист.
Примечательно, что и «Еврохим», и СУЭК под санкции не попали. Крупнейшему российскому производителю удобрений удалось увеличить прибыль в 2022 году примерно в пять раз.
Сам же Мельниченко возглавил топ богатейших российских миллиардеров, составленный Forbes по итогам 2022 года. Состояние предпринимателя за минувший год увеличилось более чем в два раза, до 25,2 миллиарда долларов.
Фото: pixabay
Валентина Аверьянова
По материалам: “Компания”