О футболе, как зеркале народного духа, и о меткой стрельбе, как способе выживания.
Чемпионат мира по футболу я принципиально не смотрю, так как считаю недостойным развлекать себя спортивным шоу в то время как на Донбассе убивают защитников русского мира. Однако, хочу высказать свое мнение по поводу свершившейся сенсации — громких и неожиданных проигрышей непобедимой еще недавно испанской сборной.
В Испании только что отрекся от престола король Хуан Карлос Бурбон. Причем это произошло по причине назревающего скандала вокруг августейшей семьи. Точно не помню, что инкриминируют королевскому семейству, да это и не важно. Хуан Карлос своим отречением пресек дальнейшую эскалацию скандала, но общие настроения в Испании довольно унылые. Короля любили и считали своего рода талисманом, гарантом возвращения былой славы испанской империи.
На Западе стараюся не упоминать о былом могуществе Испании, создавшей самую большую в мире межконтинентальную империю. Ее расцвет пришелся на царствование Карля Пятого Габсбурга, властелина полумира, императора Священной Римской империи.
Он сам называл себя так: «Избранный император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая».
Испанцы на протяжении трехсот лет побеждали всех своих врагов. Их армия была лучшей в мире. С тех пор в поговорку вошла «испанская ярость», всепобеждающий боевой дух, с которым испанцы шли в атаку. Злопамятные европейцы в целях антииспанской пропаганды создали так называемую «черную легенду», то есть имидж коварных и жестоких захватчиков в отношении Испании и испанцев. Роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель», например, один из столпов этой глобальной пиар-компании.
Всем известно, что испанская империя рухнула, не выдержав конкуренции с деловыми англичанами, голландцами и немцами.
Ушла в прошлое и «испанская ярость». О «подвигах» испанской «Голубой дивизии», воевавшей против советских войск на Восточном фронте второй мировой войны, смешно говорить. Хуже испанцев воевали, наверное, только румыны с итальянцами.
Диктатор Франко, правивший Испанией много лет, передал власть потомственному Бурбону, Хуану Карлосу, «назначив» его королем. Хуан Карлос правил мудро и рассудительно, удержал страну от социальных бедствий, немного рассеял в сознании европейцев ужасы «черной легенды». Экономической основы для возрождения Испании не было и нет, поскольку генерал Франко с целью избежать появления расстрелянного его карателями рабочего класса, развивал в Испании только туризм. И ныне об испанской промышленности говорить не приходится. Процветают здесь только футбольные клубы, а страна — фактический банкрот, один из «больных людей» Евросоюза.
Но сами испанцы не хотели верить в эту жестокую реальность. Благородный облик и харизма Хуана Карлоса вселяли в них надежду, что Испания возрождается, что она на пути к возврату былого величия. А увлекательные романы замечательного писателя Артура Переса— Реверте о подвигах капитана Алатристе, солдата непобедимой когда-то испанской армии, окутывали эти иллюзии розовым мечтательным флером.
И тут все рухнуло… Скандал, отречение, унижение королевской семьи, фрустрация национального сознания, реставрация «черной легенды».
И что — из-за этого испанская сборная слила два матча в одни ворота?
В первую очередь — из-за этого. Постаревшие и потерявшие спортивную злость и «голод» чемпионы могли бы проиграть с достоинством, но сдувшийся национальный эгрегор лишил их моральных сил.
Я бы не стал обобщать единичный факт, если бы он был единичным. Такое уже бывало, причем с такой убийственной закономерностью, что отрицать ее наличие просто невозможно.
Суть этой закономерности в том, что на футбольном поле находит свое отражение подъем народного духа, всплеск национального единства, даже если это всплеск и это подъем не привели к реализации народных чаяний.
Первый пример- неслыханный взлет футбольной сборной Венгрии в начале и середине пятидесятых голдов прошлого века. Венгры во главе с великим Ференцем Пушкашем выиграли золото Олимпиады и серебряные медали чемпионата мира по футболу, проиграв сборной Германии в финале, хотя в начале вели с перевесом в два мяча.
Если кто не помнить — в это время в Венгрии произошло восстание, которое было жестоко подавлено, но тем не менее сплотило всю нацию в едином порыве к свободе, пусть даже это порыв был подогрет спецслужбами НАТО и мало чем отличался от киевского майдана, разразившегося спустя семьдесят лет.
Второй пример — сборная Польши, которая на волне подъема национального самосознания в годы расцвета деятельности движения «Солидарность» дважды завоевала бронзу чемпионатов мира, стала олимпийским чемпионом. Тогда блистали на поле Гжегош Лято и Владимир Любаньский. А вот когда Польша отказалась от коммунистических идеалов и стала обычной капиталистической страной, никаких футбольных побед больше не было.
Третий пример — сборная Аргентины (помните Марадону и Кемпеса?), которая после поражения Аргентины в войне за Фолклендские острова и ликвидации военной диктатуры, на волне трагического единения всей аргентинской нации, стала чемпионом мира.
Когда национальные страсти улеглись и Аргентина сдружилась с победоносными англичанами — из чисто коммерческих соображений — о футбольных победах пришлось забыть.
Ну а что произошло с испанской сборной? А просто лопнул мыльный пузырь национальных иллюзий, и всем стало ясно, что это был всего лишь мыльный пузырь, что никакого возрождения былой мощи и славы и быть не могло, что Испания — кандидат в банкроты и в реальности — несостоявшееся государство. Футболисты могут этого не осозновать, но мощное энергетическое поле разбившихся надежд отягощает их разум, как тяжелые гири виснет на ногах. Результат, как говорится на лицо, то бишь на табло.
Ну ладно, убедил, скажет любознательный читатель, хотя примеров можно было и побольше привести. А вот почему бразильцы побеждают уже на протяжени десятков лет, хотя там никаких восстаний и переворотов не наблюдается?
Все просто — Бразилия находится в позитивном повышающем тренде. Это успешное государство, на протяжении всего прошлого века непрерывно и без особых потрясений строившее успешную экономику и социальную сферу. Футбольный бог у них прописался и уезжать не собирается. А вот португальцы, которых называют европйескими бразильцами, ничем подобным похвастаться не могут. Их экономика — одна из самых слабых. Да и как может побеждать команда, лидер которой — красавчик Криштиан Рональду в гламурных целях бреет себе ноги и не выходит не поле, не побрызгав шевелюру лаком?
… Можно ли на базе моей доморощенной аналитики предсказать фаворитов и неудачников текущего чемпионата?
Ну отчего же не попробовать? Вот, скажем, Германия, – европейский гегемон, подспудно наращивающий свою экономическую мощь и все уверенней себя чувствующий на глобальных просторах планеты. Германцы уверены в себе и смотрят в будущее с оптимизмом, несмотря на неуравновешенную политику всяких обам и байденов. На футбольном поле эта команда может переломать косточки любому сопернику.
А что можно сказать о нашей, о российской команде? Да ничего такого, ни хорошего, ни плохого. Команда средней руки, под руководством иноземного погонялы, ничем особенным не вдохновленная. Дай Бог из своей группы выйти. Точь в точь как российская государственная машина, ловко схарчившая, пока в вашингтонском обкоме сладко спали, ломтик торта под названием «затокрымнаш», и уныло взирающая теперь на то, как заокеанский обжора пожирает бывшую братскую Украину, а фактически часть России.
Ну вот и все, больше добавить нечего. Включайте, господа, свои телевизоры, ловите жадным взором финты своих футбольных кумиров, витайте в иллюзиях, тоните в фантазиях, и старайтесь как можно дольше не возвращаться к жестоким реальностям настоящей жизни. Потому что вы будет неприятно поражены и разочарованы.
P.S. Ну а к чему нас призывает автор этих строк, спросят возмущенные читатели. Что ж нам, читателям и болельщикам, тоже футбол не смотреть? Чем же тогда увлекаться, чем грусть-тоску державную утолить-утешить?
Ну, скажем, стрелковой подготовкой. Это не намек на фамилию вождя ополченцев Донбасса. Этот намек на то, что если наша сборная и не выйдет из своей группы и с позором покинет чемпионат, ничего страшного с Россией и россиянами не случится. А вот если Донбасс будет раздавлен войсками карателей, то навыки меткой стрельбы скоро понадобятся большинству россиян, по крайней мере в областях, граничащих с территорией войны под названием Украина.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: ziuadecj.realitatea.net