Высокие технологии дотянули до заключённых

Частные телеком- и IT-компании внедряются в пенитенциарные учреждения России

Если ещё несколько лет назад главными услугами для заключённых были аудиосвязь и электронная почта, то сейчас активно развиваются сервисы электронной пересылки фотографий и электронной записи на свидания. Под свои проекты IT-компании выкупают звучные тюремные домены – sizo, fsin, v-sizo. Судя по сумме выручки, высокотехнологичный бизнес в колониях приносит прибыль. Правозащитники и юристы только рады цифровизации, но жалуются на высокие тарифы.

По данным ФСИН России, на начало 2023 года в стране действовало 900 учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС): колонии разных режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии для несовершеннолетних и сотни следственных изоляторов. В начале года в них содержалось более 433 тысяч заключённых и арестантов.

Этот закрытый рынок всегда был интересен бизнесу, в том числе высокотехнологичному. Впервые развивать цифровые сервисы для учреждений ФСИН начали в 2008 году. Первопроходцем стала компания «Специальные Электронные Системы» (СЭС), у истоков которой стоял легендарный начальник петербургских «Крестов» Александр Житенев, вышедший на пенсию в 2007 году.

С «Крестов» и началось развитие СЭС – организация разработала для заключённых и их родственников сервис отправки электронных сообщений.

Сегодня, согласно информации на сайте «Специальных Электронных Систем», компания, помимо электронной переписки, предоставляет ряд других электронных услуг: денежные переводы для заключённых, система экстренного оповещения личного состава, видеосвязь спецконтингента с родными и другие. По сведениям сервиса «Контур.Фокус», общая выручка организации превышает 200 млн рублей, демонстрируя незначительный прирост по сравнению с уровнем прошлого года.

После СЭС на рынок пенитенциарных учреждений вышел тульский телекоммуникационный провайдер, создав продукт под брендом «Зонателеком». Оператор «Зонателекома» – тульское ООО «Защищённые Телекоммуникации». Компания создана в 2020 году, и за три года своего существования она увеличила сумму выручки с 250 млн до 1,5 млрд рублей.

Фирма предоставляет услуги аудио- и видеопереговоров с заключёнными, электронной переписки, денежных переводов и доставки прессы в колонии. Судя по всему, на этом «Зонателеком» останавливаться не собирается. По данным регистратора доменных имён Ru-Center, в марте 2023 года за компанией зарегистрирован домен v-sizo, где размещён сервис для предварительной записи на краткосрочные свидания и передачу посылок в следственных изоляторах и колониях России. К нему уже подключены некоторые пенитенциарные учреждения Хабаровского и Алтайского краёв, Магаданской, Томской, Кировской и Пензенской областей, а также Республики Тыва.

Более того, в 2022 году на имя владельца «Зонателекома» был зарегистрирован товарный знак Zonapokupok – сервис, который позиционируется как интернет-магазин, осуществляющий доставку продуктов и товаров первой необходимости в колонии.

Как сообщают в IT-компаниях, выходящих на рынок цифровых услуг для пенитенциарных учреждений, в этой сфере единого монополиста нет, как нет и полного охвата колоний цифровыми услугами. По словам председателя Приморского краевого отделения Совета общественных наблюдательных комиссий Владимира Найдина, до Дальнего Востока электронные сервисы пока не добрались.

– В некоторых колониях работает видеосвязь, но я ни разу не видел, чтобы ей пользовались. Не думаю, что цифровые сервисы – это сейчас одна из основных проблем в колониях, мы жалобы на этот счёт не получали, – поясняет Владимир Найдин.

Игроки рынка развивают сервисы в регионах, где им удаётся найти точки соприкосновения с региональным ГУФСИН. Интерес колоний заключается в удобном решении задач, касающихся социализации заключённых.

При этом сами колонии в ряде случаев не несут никаких расходов. По условиям сотрудничества IT-компании предоставляют им цифровое оборудование и обслуживают его бесплатно. Бизнес зарабатывает за счёт платы за аудио- и видеозвонки и отправку электронных сообщений, которая взимается с заключённых и тех, кто с ними связывается.

– Наше сотрудничество с колониями оценивается как плодотворное. В особенности хочу отметить общность задач с руководством ФСИН Красноярского края. Сотрудники службы заинтересованы в том, чтобы операторы связи решали социальные задачи. Благодаря этому у нас родился уникальный проект, которого не было ранее – «Звонки маме». Минута разговора с этим контактом значительно дешевле других звонков, – рассказывает генеральный директор красноярской телеком-компании «Ариадна» Марина Верховская.

Как она утверждает, за последние два года рынок цифровых услуг для учреждений уголовно-исполнительной системы развивается стремительно.

– У нас появилось мобильное приложение «Ариадна» для Android. Кроме того, мы начали модернизировать оборудование: на смену видеотерминалам в учреждениях ФСИН приходят удобные планшеты, – поясняет собеседница издания. По её словам, в настоящее время компания объединяет свои продукты в одну экосистему.

Этот рынок привлекает внимание и IT-разработчиков.

В Туле в 2021 году появилась компания «Комплексная обработка данных» (КОД), которая занимается разработкой программных продуктов для пенитенциарных учреждений и операторов связи. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», она владеет доменами sizo.ru и fsin.ru.

– Эта сфера непростая – есть много ограничений, связанных с тем, что пользователями цифровых услуг является спецконтингент. Мы увидели, что наши решения востребованы, и начали работать в этом направлении. Насколько я знаю, в эту нишу смотрят и крупные IT-компании, – делится совладелец КОД Сергей Камаев.

Как заявляют в неофициальных беседах специалисты сферы, поскольку рынок ещё развивается, там нередко используются методы недобросовестной конкуренции, в частности применяется чёрный пиар против конкурентов.

Общественники, правозащитники и юристы, опрошенные «Октагоном», в целом позитивно оценивают развитие цифровых сервисов в учреждениях УИС, но указывают на некоторые проблемы. Контроль за работой цифровых сервисов нужно усилить, считают правозащитники.

– По нашему мнению, подобные сервисы должны либо предоставляться государством, либо контролироваться госкомпаниями. Ведь спецконтингент – это крайне незащищённая категория, цифровые сервисы могут использоваться третьими лицами для давления или слежки за заключёнными, – комментирует эксперт в области уголовного права, бывший сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека РФ Валентин Богдан.

«Не стоит забывать и о том, что частные сервисы интересует прибыль. В итоге страдают только заключённые и их родственники, так как часто бывает, что тариф на связь для них намного выше, чем услуги связи на воле». – Валентин Богдан, эксперт в области уголовного права.

Как добавляют правозащитники, раз механизм государственного принуждения – это институт, который обеспечивается эксклюзивно государством, логично, что и обслуживаться он должен им же.

Источники издания в адвокатской среде замечают, что цифровизация необходима колониям не только в плане налаживания связи с родственниками заключённых, но и для облегчения работы адвокатов и следователей.

– Например, чтобы попасть к клиенту, иной раз приходится по три часа сидеть в ожидании и не знать, выведут его или нет. Тут бы пригодился электронный сервис для посещений. Ещё были бы востребованы сервисы для упрощения взаимодействия с нотариусами: заключённому крайне сложно пригласить специалиста или оформить доверенность. А часто происходит так, что родственникам может срочно понадобиться что-то переоформить, продать, да даже сим-карту восстановить. Всё это растягивается на длительный срок, – сетует один из действующих российских адвокатов.

Фото: pixabay

Игорь Лесовских, Анастасия Ярошенко

По материалам: “Октагон”

Ранее

Поставщики металлургов теряют прибыль из-за экспортных квот

Далее

Кнутом и пряником

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru