36-й ММКФ запомнится не фильмами, а громкими заявлениями его президента.
«Это песня, это Тютчев», «одно из самых великих изобретений русского народа» – именно так назвал режиссер Сергей Михалков ненормативную лексику. По его мнению, мат вполне можно использовать в кино, когда режиссер хочет выразить крайнее состояние человека, его реакцию на смерть или боль. Поэтому вводить тотальный запрет на нецензурщину нельзя, уверен Михалков.
Великий освободитель
О том, что закон о запрете обсценной лексики в кино и на телевидении, который вступает в силу с 1 июля, необходимо внести корректировки, Михалков заявил в ходе пресс-конференции, посвященной итогам XXXVI Московского Международного кинофестиваля (ММКФ). Он отметил, что ряд картин о войне сложно представить без мата, однако чрезмерно использовать его на киноэкранах, конечно, нельзя. «То количество мата, которое сейчас идет с экранов, это неправильная вещь, и я лично против этого», – сказал режиссер.
В целом же сам кинофестиваль, который прошел в 36-й раз подряд, у журналистов вызвал не слишком много вопросов. И, возможно, сообщений о нем было бы гораздо меньше, если бы не громкие заявления его президента. Кроме всего прочего, в ходе церемонии закрытия Михалков неожиданно для всех высказался в поддержку председателя Национального союза кинематографистов Украины Сергея Тримбача. Напомним, тот воспользовался случаем и призвал Владимира Путина содействовать освобождению украинского режиссера Олега Сенцова.
Эффект неожиданности возник потому, что некоторое время назад Михалков отказался присоединиться к протесту российских кинематографистов против задержания и обвинений в адрес украинского коллеги.
Как замечает «Независимая газета», если в ближайшие дни мы узнаем, что Минкульт пошел на поправки очевидно нелепого закона, а Сенцова вдруг отпустят, наш кинематографист № 1 покажется великим освободителем. Не исключено, что ради этого, собственно, и делались все громкие заявления…
«Да и да» и другие
Но нельзя не сказать несколько слов о программе, призерах и победителях ММКФ. Главный приз получил японский фильм «Мой мужчина» Кадзуёси Кумакири. Он не был в фаворитах, а потому решение жюри вызвало недоумение.
Приз за вклад в мировой кинематограф вручили председателю жюри, режиссеру Глебу Панфилову, а Приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского – его супруге, актрисе Инне Чуриковой.
По словам Никиты Михалкова, «звезды, которые были приглашены и дали согласие, по разным причинам не приехали». «Основная причина – это, конечно, санкции», – цитирует президента ММКФ «НГ».
Украинская актриса Наталка Половинка, по мнению жюри, сыграла лучшую женскую роль – в фильме дебютантки Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Пожалуй, это единственная позиция призового расклада, с которой не поспоришь. «Серебряный Святой Георгий» за лучшую мужскую роль – у исполнителя главной роли в фильме «Мой мужчина» Таданобу Асано. Специальным призом жюри отметило турецкий фильм «Свет моих очей» Хакки Куртулуша и Мелика Сарачоглу, сентиментальное хоум-видео на основе личной истории одного из постановщиков.
Приз за режиссуру получила Валерия Гай Германики, которая теперь представляется в титрах как «режиссер Германика». Ее фильм «Да и да» – это старая, как мир, история любви женщины к художнику. В фильме очень много мата, сцен бурного (и не очень) секса, богемных оргий. Продюсер фильма Федор Бондарчук на момент пресс-показа еще не знал, будет ли возможность выпустить «Да и да» в прокат. На следующий день ему выдали прокатное удостоверение. Фильм уже показывался в трех кинотеатрах Москвы 28, 29 и 30 июня.
Арсений СПИРИДОНОВ