Лечить ученого

В ГД предложили создать единый стандарт школьной медицины

В РФ хотят разработать единый стандарт школьной медицины. Такое обращение (есть у «Известий») направила в правительство вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, это решит проблему размытых требований к медработникам в школах. Нововведения, в частности, предполагают, что специалистов будут принимать в штат медучреждений вместо образовательных, а также определят для них четкие должностные инструкции. Это предотвратит «школьно обусловленные» расстройства здоровья, считает парламентарий. В Минздраве пояснили «Известиям», что препятствий для реализации предложений нет.

Расставить по местам

Школы в России по действующим правилам не обязаны набирать в штат медработников, сегодня такая норма носит лишь рекомендательный характер. Общие требования к охране здоровья учащихся закреплены в законе, но эта работа также возложена на само образовательное учреждение, а не на медицинское. Так, учебные организации вправе набирать в свой штат медработников, но при этом единые стандарты к компетенции школьных врачей не определены, как и нормы их деятельности, рассказала «Известиям» вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.

— В этой связи возникает практический вопрос: на каких работников школы должно быть возложено исполнение задач, определенных в федеральном законодательстве, и каковы стандарты качества их реализации. Также остается неясным, каким образом школы при осуществлении образовательных программ должны обеспечивать «наблюдение за состоянием здоровья обучающихся», «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий», закрепленные в законе, — заметила Ирина Яровая.

На этом фоне она направила обращение (есть в распоряжении «Известий») в адрес зампреда правительства РФ Татьяны Голиковой с предложением установить единый и стандартизированный подход к организации школьной медицины, закрепить конкретные полномочия медработников. При этом закрепление школьных врачей за медучреждениями обеспечит более высокий и справедливый уровень оплаты, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, добавила Ирина Яровая.

Для решения проблемы она предложила обратиться к успешному опыту регулирования деятельности школьных медработников в прошлом. Политик привела в пример инструкцию по работе школьного врача, утвержденной Минздравом СССР еще в 1954 году. Тогда работник наделялся широким кругом обязанностей: проведение углубленного медицинского осмотра, ведение индивидуальной карты школьника, контроль санитарно-гигиенического состояния школьного буфета, участие в разработке расписания школьных занятий. При этом все школьные врачи состояли в штате медицинских организаций.

— При сохранении порядка принятия решения регионом об организации деятельности медицинских кабинетов и работе школьных врачей их деятельность должна быть стандартизирована на федеральном уровне и обеспечивать единый подход для реализации этой важной работы, — подчеркнула Ирина Яровая.

Вице-спикер ГД предложила кабмину дать соответствующие поручения Минздраву совместно с Минпросвещения и Роспотребнадзором. «Известия» направили запросы в ведомства и правительство РФ.

Конкретные шаги

Возможные затраты на организацию школьной медицины и работу врачей многократно окупятся, подчеркнула Ирина Яровая. Эта инициатива в случае реализации обеспечит профилактику заболеваний и оказание квалифицированной медицинской помощи детям, отметила она.

Как пояснили «Известиям» в Минздраве, препятствий для реализации перечисленных предложений нет. Сегодня в большинстве случаев школа предоставляет помещение, а поликлиника организует работу медкабинета с соответствующим его лицензированием. Медработник при этом — сотрудник медицинской организации.

— При этом, действительно, есть ситуации, когда медицинский работник — сотрудник школы. И это также не противоречит законодательству, однако в этом случае применяются другие условия оплаты труда, — пояснили в ведомстве.

Сегодня во всех регионах из-за отсутствия единого подхода школьная медицина организована по-разному, и в большинстве из них она страдает, заявила член Общественной палаты, заслуженный врач России, генеральный директор лечебно-профилактического учреждения «Центр медицинской профилактики ГАЗ», главный врач Валентина Цывова.

— В каких-то регионах врачи-педиатры находятся в структуре министерства образования, а где-то школьные врачи — в структуре детской поликлиники, которая обслуживает детское население района. Нужно определить и функциональные обязанности врача-педиатра в школе, потому что в настоящий момент они занимается в основном иммунопрофилактикой, — сказала она «Известиям».

Сегодня положения об оказании медицинской помощи учащимся школ также предусмотрены в законе «Об основах охраны здоровья граждан» и в законе «Об образовании», напомнили в Минздраве.

Справка «Известий»

Согласно статье 41. ФЗ «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи, организацию питания и ряд других положений. При этом «организация охраны здоровья обучающихся <…> осуществляется этими (образовательными. — «Известия») организациями». Первую помощь вправе оказывать педагогические работники и иные лица при наличии соответствующей подготовке, уточняется в статье 41.

Фото: pixabay

Алена Нефедова

По материалам: “Известия”

Ранее

Россия направит ноту в МИД Канады по вопросу о бывшем эсэсовце Хунке

Далее

Регистрационный подсчет

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru