Такси буксует в регионах

Почему власти на местах не спешат с регулированием деятельности перевозчиков

С момента вступления в силу нового закона, регулирующего рынок таксомоторных перевозок, прошло немногим более месяца. Однако не во всех регионах власти и бизнес оказались готовы к этим новшествам. Почему так происходит, разбиралась «Компания».

Административные барьеры

В Минтрансе подчеркивают, что региональные законодатели не спешат привести местные законодательные акты в соответствие новому федеральному законодательству. «По состоянию на 3 октября все необходимые региональные акты изданы на территории 23 субъектов Российской Федерации. В 63% регионов соответствующие нормативные документы в стадии доработки, в 14% не изданы», — говорится в докладе Владимира Луговенко, заместителя директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России.

Один из регионов, где не принят профильный региональный закон, — Республика Алтай. Депутаты госсобрания на днях высказали замечания к законопроекту и отправили документ на доработку. Замечания касались прогнозируемого роста финансовой нагрузки на частных перевозчиков и связанного с этим повышения тарифов такси, дополнительных издержек работающих легально таксистов. Прокуратура республики ранее настаивала на принятии законопроекта. Региональный Минсельхоз, курирующий сферу, намерен повторно внести документ на рассмотрение госсобрания.

Скорректировать закон предлагает и депутат Госдумы от Краснодарского края Дмитрий Гусев. По его оценке, региональные перевозчики не готовы к новым требованиям, а в небольших населенных пунктах и селах такси зачастую относится к единственному виду передвижения, доступному круглый год.

Учетные записи и рост тарифов

Согласно новым требованиям законодательства, необходимая информация о таксистах вносится в электронные реестры. За первый месяц действия закона в профильную базу данных было внесено более 15,6 тысячи транспортных средств и 1,3 тысячи перевозчиков. «Динамика большая. При этом около 40 регионов еще только начинают эту работу. И, хотя до декабря у них пока что есть время, хотелось бы их поторопить. За месяц в реестре появилось более 600 самозанятых водителей такси. Ожидаем, что за полгода их число заметно увеличится», — рассказал на конференции TAXI-2023 Сергей Соловьев, заместитель директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России».

В ведомстве отмечают, что почти в половине регионов после вступления в силу нового закона тарифы на такси поднялись более чем на 40%, однако средний рост равен 5%. Основной причиной увеличения цен Владимир Луговенко называет недостаточную подготовку регионов к реализации закона о такси перед его вступлением в силу, уточняет РБК.

Вопросы страхования и кадровый дефицит

К одной из проблемных сторон новых требований работы такси эксперты относят страхование ОСАГО. В конце сентября был подписан меморандум о сотрудничестве между перевозчиками и страховщиками, что может повысить застрахованность рынка и снизить стоимость полиса ОСАГО для такси. Новые законодательные требования к работе таксистов обязывают их приобретать страховку на каждое транспортное средство, допущенное к перевозке людей в качестве такси. Ожидается, что с сентября будущего года размер страховых выплат будет повышен до 2 млн руб.

В Минтрансе также считают необходимым уделить особое внимание удаленным медицинским осмотрам таксистов и техническому осмотру автомобилей. Как отмечают эксперты, существующая система техосмотров устарела и провоцирует массовую фальсификацию путевых листов. В ведомстве отмечают необходимость установить минимальную долю электромобилей в таксопарке и изменить КоАП в части ответственности перевозчиков.

Чем недовольны водители и пассажиры

Согласно новому закону, теперь таксисты могут заключить трудовой договор и работать по найму, зарегистрировать ИП либо быть самозанятым. Особые трудности возникли у самозанятых таксистов. Выяснилось, что у многих водителей нет усиленной квалифицированной электронной подписи, поэтому они не могут подать через портал госуслуг заявление на получение разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа, что ведет к росту дефицита водителей.

Их нехватка не может не беспокоить пассажиров, однако, по итогам опроса, проведенного Роскачеством совместно с Общественным советом по развитию такси, чаще всего клиенты стали жаловаться на высокую стоимость поездок. Характерно, что недавно этот пункт был в числе жалоб третьим после профессионального мастерства водителей и чистоты салона.

При этом в будущее участники отрасти смотрят с оптимизмом. «Пройдя адаптационный период, отрасль такси продолжит свое качественное развитие. Первыми ступенями могут стать локализация и электрификация автомобилей такси. Это перспективные направления не только для такси, но и для отечественной автомобильной промышленности. Мы и отраслевые эксперты готовы с заинтересованными сторонами поделиться некоторыми исследованиями в этой области. Считаем, что совместная работа в этом направлении даст положительные результаты», — заявила по итогам сочинской конференции Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.

Фото: pixabay

Мария Светлова

По материалам: “Компания”

Ранее

Вопреки законам

Далее

Граждане против кредитов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru