В правительстве началась борьба за госсредства.
Кабинет министров начал активную борьбу за бюджетные деньги. В частности, средства, предусмотренные на реконструкцию БАМа и Транссиба, вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка хотят перенаправить на другие проекты. Глава РЖД, естественно, выступает против. Об этом пишет сегодня издание «Коммерсантъ».
Более приоритетные проекты
Сразу несколько источников, знакомых с ситуацией, рассказали, что вице-премьер, полпред президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Александр Галушка обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой перенаправить предназначенные в 2015-2017 годах на реконструкцию БАМа и “Транссиба” 76,4 млрд руб. субсидий на другие инфраструктурные проекты Дальнего Востока. Министр, говорят собеседники “Ъ”, объяснил предложение наличием более приоритетных проектов. В частности, речь идет о проектах, которые будут развиваться на территориях опережающего развития (ТОР) в соответствии с моделью социально-экономического развития Дальнего Востока. Министерство уже отобрало 14 площадок для ТОР — среди них, по данным “Ъ”, Зарубино (группа “Сумма” Зиявудина Магомедова планирует здесь порт), остров Русский, Камчатка (предполагается, в частности, развитие морского торгового порта и создание туристско-рекреационного кластера “Паратунка”), Ванино—Советско-Гаванский (запланировано строительство портовых терминалов) и др.
Среди потенциальных претендентов на госсредства фигурируют транспортные коридоры “Приморье-1” и “Приморье-2”, которые связывают Дальний Восток с Китаем и портами стран АТР и нуждаются в реконструкции.
Как пишет издание, в Минвостокразвития отказались от комментариев, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что не располагает информацией об этом обращении. В Минтрансе также отметили, что поручений на эту тему не поступало, в Минфине и Минэкономики на запрос издания не ответили.
Кому достанутся деньги?
Общие затраты на реконструкцию Восточного полигона (БАМа и “Транссиба”) до 2018 года оцениваются в 562 млрд руб. Из них 300 млрд руб. даст ОАО РЖД, 150 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 110 млрд руб.— субсидии из бюджета. В этом году запланировано выполнение работ на 61,4 млрд руб., общий объем заключенных в 2014 году контрактов оценивается ОАО РЖД в 90 млрд руб. Из ФНБ будут привлечены 50 млрд руб., остальное — деньги самой монополии.
Михаил Бурмистров из “Infoline-Аналитика” отмечает, что экономическая эффективность проекта, в первую очередь БАМа, действительно неочевидна. Правда, проекты, на которые предлагается перераспределить средства, выглядят еще слабее с точки зрения инвестпривлекательности и возможности привлечения частного капитала. Аналитик полагает, что распределение средств между несколькими проектами может привести к тому, что они не будут реализованы, а Минвостокразвития не сумеет проконтролировать их расходование.
Между тем, на прошлой неделе у Юрия Трутнева прошла встреча с представителями ОАО РЖД и “Колмара”, которая подконтрольна Геннадию Тимченко, в ходе которой они пытались убедить чиновника в необходимости сохранения бюджетного финансирования БАМа и “Транссиба”, пишет «Коммерсантъ». Однако, по данным источников, разговор не удался. Как выяснилось, Трутнев полностью солидарен с идеей Александра Галушки. Источник “Ъ”, близкий к ОАО РЖД, утверждает, что предложение не встретило поддержку в правительстве и его уже нельзя считать актуальным.
Тем не менее, опасение по поводу госфинансирования вчера высказал глава ОАО РЖД Владимир Якунин. Он публично попросил Владимира Путина проследить за выделением средств на БАМ и “Транссиб”.
Андрей АРТЕМЬЕВ