Российский рынок новых электромобилей в 2023 году вырос почти в пять раз
Участники отрасли указывают на значительный подъём популярности электрокаров: россияне делают выбор в пользу китайских и отечественных моделей. При этом профильные эксперты обращают внимание на проблемы с инфраструктурой для электромобилей в большинстве регионов страны.
По итогам 2023 года в России реализовано более 14 тыс. новых электромобилей – в 4,7 раза больше, чем годом ранее, подсчитал «Автостат». Как сообщили «Октагону» в агентстве, больше четверти от этого количества пришлось на китайский бренд Zeekr, который официально не поставляет свои модели в РФ. На втором месте находится отечественный Evolute, имеющий собственную дилерскую сеть. В прошлом году реализовано 2020 «эволютов», что составляет седьмую часть от всех проданных электрокаров. Немного отстаёт от него немецкий Volkswagen – электромобили концерна попадают на российский рынок по параллельному импорту. Тем же путём поставляются электрокары Tesla. В топ-5 наиболее продаваемых электромобилей входит китайский Voyah – его продукция реализуется в нашей стране официально.
В 2024-м подъём популярности электромобилей продолжился: по данным «Автостата», в январе реализовано 1485 автомобилей. Однако эксперты с изрядной долей скепсиса относятся к перспективам эксплуатации электрокаров в российских условиях.
В мировом тренде
Международные аналитики прогнозируют, что мировой интерес к электромобилям до 2030 года вырастет примерно в шесть раз, объём продаж достигнет 40 млн машин в год. Такие цифры уже не кажутся фантастическими: только в России за 2023 год спрос увеличился на 290 процентов, комментирует «Октагону» директор факультета умных городов университета «Синергия» Олег Шутенко.
– Одной из причин подобного роста продаж в России является тесное сотрудничество с Китаем, где индустрия производства электрокаров переживает настоящую революцию – моделей больше, само производство удешевляется, а дизайн новинок отвечает самым современным тенденциям, – рассказывает специалист.
Популярность электрокаров в РФ также объясняется уходом в 2022 году крупных мировых производителей и повышением на этом фоне зависимости российского авторынка от китайских автоконцернов, замечает директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов. В самой КНР были сделаны радикальные заявления о поэтапном отказе от двигателя внутреннего сгорания и переходе именно на электромобили, по крайней мере при сохранении гибридных машин. В этой связи увеличение продаж электроавтомобилей в России представляется неизбежным, однако скорость «электрификации» рынка может быть разной. Это зависит от того, как будет развиваться сопутствующая инфраструктура (заправки, сервисные службы) и какие формы поддержки тех или иных производств получат различные автопроизводители, резюмирует Климанов.
Зарядный вопрос
Ключевой момент, определяющий перспективы эксплуатации электромобилей в России, касается наличия необходимой инфраструктуры, и здесь экспертные оценки перспектив расходятся. О динамичном развитии инфраструктуры для электрокаров заявляет Олег Шутенко. По его словам, на одну зарядную станцию в стране приходилось около трёх автомобилей.
– Другой вопрос – их распределение по регионам: оно не всегда коррелирует с числом авто. Прогнозы, изложенные в государственной концепции развития электротранспорта, весьма радужные и позволяют полагать, что даже при сохранении темпа прироста числа электромобилей проблем с их зарядкой не возникнет, – уверяет Шутенко.
В 2022 году Правительство РФ запустило программу субсидирования установки зарядных станций для электромобилей и ввело субсидии на покупку подобных машин. Такой подход был одобрен до ухода из страны зарубежных автоконцернов, в рамках зелёной повестки: в 2021-м утверждена концепция развития электротранспорта, согласно которой к 2030 году на долю электрокаров должно приходиться 15 процентов рынка. Меры поддержки развития электротранспорта предполагают также стимулирование спроса со стороны отечественного бизнеса – обсуждается возможный пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге. Власти регионов снижают транспортный налог и вводят бесплатную парковку для электрокаров.
Почти 40 субъектов РФ приняли решение либо о льготе, либо об обнулении транспортного налога для них.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин убеждён: в ближайшем будущем полноценная инфраструктура в стране всё же не появится.
– Это означает, что электромобили в России могут эксплуатировать только те, у кого есть домашняя зарядка. Таких людей не очень много. Основной сегмент здесь – ультрабогатая прослойка общества, – утверждает он.
К тому же стоимость электрокаров на российском рынке выше, чем авто с бензиновым двигателем. Эксперт напоминает, что ранее в Россию массово завозили относительно бюджетный электрокар Nissan Leaf, однако японские власти ограничили поставки. Сегодня этот автомобиль поставляется в РФ через третьи страны практически штучно, добавляет собеседник.
Игрушка для богатых?
Однако отсутствие инфраструктуры – отнюдь не единственная проблема. Значительная часть электромобилей, в основном китайских, в России продаётся не официальными дилерами, соответственно, без каких-либо гарантийных обязательств, говорит Антон Шапарин. Кроме того, собственники подобных машин сталкиваются как с юридическими (занижение таможенных пошлин), так и с техническими трудностями.
– Эти машины очень скоро в нашем климате прекращают нормально функционировать. Отремонтировать их – задачка не из лёгких. Трудно достать необходимые комплектующие и софт, – заключает собеседник «Октагона».
Напомним, несколько лет назад президент РФ Владимир Путин назвал транспорт на газомоторном топливе более экологичным, чем электромобили. По его словам, для того, чтобы подключиться к электрической сети и запитать батарею, аккумулятор, требуется выработать эту электроэнергию, а для этого нужен первичный источник. Сегодня таким первичным источником номер один в мире является даже не нефть, а уголь, отметил глава государства.
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Октагон”