Власти усиливают контроль за автомобилями
В Европе уже с июля на каждый новый легковой автомобиль обязательно будет устанавливаться регистратор данных о событиях. В России номерные знаки собираются оснастить радиометкой, которая сделает автомобиль еще более заметным для систем наблюдения. Гражданам становится все сложнее уйти от повсеместного контроля за ними.
«Черный ящичек»
С 7 июля 2024 года все новые легковые и легкие коммерческие автомобили (попросту говоря, те, для управления которыми достаточно водительской категории В) при постановке на учет в странах ЕС должны быть оснащены регистратором данных о событиях (РДС). По-английски устройства называются Event Data Recorders (EDR). Это аналог того самого черного ящика в авиации, который, как известно, вовсе не черный, а ярко-оранжевый и не обязательно прямоугольный, но просто так называется. Для автомобилей это устройство еще меньше, размером примерно с компакт-кассету, но, как и в авиации, тоже должно быть защищено от повреждений при дорожно-транспортных происшествиях, а также от искажения хранящейся в нем информации.
Это совсем не новинка. Регистраторы начали ставить на автомобили в разных странах (в том числе США, Японии и Корее) еще около 20 лет назад, количество таких государств увеличивалось, так что сейчас уже миллионы автомобилей оборудованы РДС различных типов.
В 2020-м были утверждены требования к ним на уровне Организации Объединенных Наций — в очередном приложении к Женевской конвенции 1958 года, и с 30 сентября 2021 года Правило № 160 ООН вступило в силу. В этом году РДС просто станут обязательными в ЕС: до сих пор их установка на автомобили для европейского рынка зависела от желания производителя.
Фактически это развитие давно уже действующих требований к грузовикам и автобусам — тахографы, которые записывали на механический носитель (бумажный диск) данные о скорости и пройденном расстоянии, вошли в практику в ФРГ еще в 1953 году, через 25 лет они стали обязательными во всем ЕЭС, а в 2013-м и в России. Тахограф позволяет контролировать не только соблюдение скоростных ограничений, но и режим труда и отдыха водителя. РДС отличается тем, что собирает намного больше информации.
Что они знают
Современные автомобили имеют множество электронных систем, которые уже располагают огромным количеством информации. РДС фиксирует необходимое число параметров из доступных. В Правиле № 160 ООН перечислен 41 показатель, 23 из которого должны быть записаны в память в обязательном порядке. Остальные фиксируются либо по возможности (не в каждом автомобиле есть датчик угла крена), либо при определенных условиях.
Среди таких данных — положение педали акселератора и тормоза, угол поворота рулевого колеса, состояние антиблокировочной системы тормозов и системы стабилизации автомобиля (неисправна, активирована, задействована), ремня безопасности водителя, время развертывания подушек безопасности, боковое и продольное ускорение и так далее.
Правило требует, чтобы запись данных начиналась, если скорость автомобиля в продольном или поперечном направлении увеличится или уменьшится на 8 км/ч за 150 миллисекунд (0,15 с) или меньший период, а также при срабатывании удерживающих систем водителя или пассажиров — то есть подушек безопасности или преднатяжителей ремней. При этом записанные данные блокируются, то есть защищаются от изменений.
Некоторые модели РДС пишут показатели автомобиля непрерывно и в случае ДТП сохраняют данные за несколько минут до события. Для этого они, естественно, перезаписывают новую информацию вместо ранее сохраненной, поэтому и появилось требование о блокировке.
При этом правило не рассматривает сбор и использование данных о местоположении транспортного средства, водителе и дате события — время в памяти отмечается относительно самого события ДТП.
Таким образом, официальные нормативы не предусматривают сбора данных или тем более слежки за водителем.
Основная задача РДС — упростить расследование происшествий. Это своего рода видеорегистратор, только нацеленный, так сказать, на внутренние процессы автомобиля. Очевидно, что выявление причин ДТП полезно для всех участников дорожного движения, а также для производителей автомобилей: если причиной стали ошибки водителей или внешнее воздействие, это снимет с них вину, а если техническая неисправность — позволит выявить слабое место и устранить дефект.
В принципе, довольно много информации можно получить от большого числа автомобилей, выпущенных после 2005 года. И чем машина моложе, тем больше. Обычно РДС соединен с блоком управления подушками безопасности, который берет информацию от многих датчиков. Данные с него может получить персонал станции техобслуживания у официального дилера — часто это необходимо, чтобы выяснить причину поломки.
Как правило, данные РДС считаются собственностью владельца транспортного средства или в случае лизинга — лизингополучателя. Но они могут быть переданы компетентным лицам по решению суда. В иных случаях такие данные можно использовать для целей повышения безопасности дорожного движения и только обезличенно, без указания на владельца или водителя.
А мы готовы?
В России аналогичную идею тоже обсуждали — в 2016-м схожий проект одобрило правительство РФ, но к появлению официальных требований по установке регистраторов это не привело.
Однако многие производители коммерческих автомобилей уже много лет предлагают телематические системы, которые позволяют владельцу автопарка дистанционно получать информацию о местоположении и режиме движения машин. Помимо контроля маршрутов, это позволяет также контролировать стиль вождения и стимулировать водителей вести авто рационально, экономя топливо.
С 2017 года на всех новых автомобилях в странах Таможенного союза ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстане, Армении, Кыргызстане) устанавливается система ЭРА-ГЛОНАСС, которая в случае ДТП автоматически или по команде водителя отсылает сообщение в службу спасения. Сам факт наличия датчика ГЛОНАСС означает, что положение автомобиля теоретически может быть определено в любой момент. Она также подключается к датчикам удара и переворота, чтобы автоматически сигнализировать о ДТП. Аналогичные системы есть и в других странах.
В Институте проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук разработана RFID-метка (Radio Frequency IDentification, «радиочасточная идентификация») для установки на регистрационные знаки автомобилей. Она предназначена для того, чтобы номер был опознан даже в тех случаях, когда его плохо видно или он поврежден. Как показали эксперименты, уровень точности в распознавании автомобилей у считывателей RFID-меток достиг 94%, в то время как у камер он в среднем около 50%. При этом считыватель стоит в 20 раз дешевле, чем камера, а себестоимость RFID-метки настолько мала, что в магазинах их используют как одноразовые. Высокая точность распознавания выгодна водителям, которые не нарушают ПДД, — снизится вероятность оформления ошибочных квитанций, и им не придется тратить время на опротестование.
В России, в принципе, привыкли быстро адаптировать достижения современных технологий в повседневную жизнь — пока в Европе рассуждали, можно ли использовать в автомобилях видеорегистраторы (в Австрии они и сейчас практически запрещены, а во многих других странах использование записей с них ограничено), в РФ они очень быстро стали популярными и теперь служат не только для выкладывания эффектных роликов в интернет, но и для выяснения причин ДТП. В 2016 году в Кодекс об административных правонарушениях внесено уточнение — видеозаписи также являются доказательством в суде, так что теперь видеорегистратор встал на службу правосудию совершенно официально.
Станут ли признавать российские суды записи РДС как доказательство? Этот вопрос надо задавать тогда, когда будет урегулирован правовой статус РДС в РФ: сейчас это просто одна из систем автомобиля.
Валерий Чусов
Фото: pixabay
По материалам: “Компания”